Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.4

Меньше всего в этом храме церковного благочестия или религиозного мистицизма. Это не «дом божий», где идея всевышнего довлеет над человеком; Преображенская церковь не гнетет человека, не подавляет своими размерами и формами, не внушает ему сознания собственного ничтожества в сравнении с богом. Она грандиозна, величественна и в то же время удивительно соразмерна с человеком, ибо призвана языком архитектурных форм выразить силу и гордую красоту человека, его торжество над врагом. В ней живет дух народного творчества со свойственной ему светскостью и чисто мирской сущностью, любовью к нарядности, богатству и щедрому изобилию форм. В ней есть что-то от сказочных терем-теремков, и в то же время от нее веет богатырской, былинной эпичностью, простотой и непосредственностью крестьянских построек. Преображенская церковь звучит торжественным, героическим хоралом, и к ней как нельзя более точно подходит известное сравнение архитектуры с застывшей музыкой. А если продолжить и уточнить сравнение, то это поэтическая импровизация, рожденная в редкие минуты вдохновенного озарения.


Иконостас Преображенской церкви.

Но самое удивительное — другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее поражают не фантастические каскады куполов, а неумолимая логика, безупречная организованность и продуманность архитектурной композиции, единственное в своем роде соединение артистической импровизации и строгой, выверенной классичности всех пропорций и всех деталей, дерзкого новаторства и прочной, испытанной веками традиционности.

Все очень просто. Ведь недаром в народе говорят, что «где просто — тут ангелов со сто, где мудрено — тут нет ни одного».

В основании церкви — восьмерик. С севера, юга, запада и востока к восьмерику пристроены четыре прямоугольных прируба. В старину такая церковь называлась круглой — «о двадцати стенах». Именно этот тип церкви, известный еще в давние времена, был излюбленным прежде всего в народном деревянном зодчестве. Схема восьмерика с прирубами открывала широкие возможности создания разнообразных и очень выразительных архитектурных композиций, отвечающих народным представлениям о красоте.


<<< Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.3

Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.5 >>>

<<<Оглавление>>>