Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.6

Прямо на конек средней, самой высокой части строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом, возвышающимся над землей всего на 5—6 метров. Затем прорубил с юга «косящатое», или «красное», оконце, а с остальных сторон — «волоковые», задвигающиеся деревянными ставнями. Знаете загадку: «И зиму и лето на одном полозу ездит»? Так вот, сложена эта загадка в народе о таких волоковых окнах. Наконец, мастер затянул окошки слюдой или бычьими пузырями, едва пропускающими внутрь тусклый свет, поставил простой двухъярусный иконостас.

И все. Часовня была готова.

Именно так, ничего не упрощая, ничего не приукрашивая.

Таких часовен в старину было много, почти в каждой деревне. Но до наших дней их дошло очень мало. Дожди, снега, ветры, пожары уничтожали их. Да и кто будет особенно заботиться о ветхой часовенке в заброшенной деревне? Обветшала, развалилась — ну и бог с ней! Лес под рукой, руки свои, не занимать,— новую срубят. А что они были именно такие, можно убедиться, посмотрев Лазаревскую церковь, стоящую ныне в Кижском музее-заповеднике народной архитектуры.


Колокольня в Цивозере не похожа ни на одну колокольню, и в то же время это одни из самых ярких и характернейших примеров северного народного зодчества.

Правда, это не деревенская часовня, а монастырская церковь с алтарным прирубом, но во многих своих чертах она может дать нам достаточно полное представление о широко распространенных в старину часовнях. Маленькая, скромная, неприметная сразу, можно сказать — убогая церквушка, больше похожая на крестьянский амбар или лесную сторожку, чем на «храм божий»: десять шагов в длину, три в ширину, а до крыши рукой достанешь. Но сколько в ней вкуса, мастерства, очень точной соразмерности человека и здания, той особой теплоты и человечности, которая присуща не ремеслу, но искусству! Так эта церковка, нехитрое создание простого русского плотника, творившего «жилище бога» по образу и подобию своего жилища, стала произведением большого искусства, покоряющим своей благородной, можно сказать — утонченной простотой, чуть наивным, бесхитростным изяществом.


<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.5

Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.7 >>>

<<<Оглавление>>>