Прямые ученики Коненкова



Деревянная скульптура имеет богатые традиции в русском искусстве: можно вспомнить деревянную пластику XVII и XVIII веков, столь полно представленную в Пермском музее; можно опираться на традиции русского народного искусства. В новейшее время возрождение интереса к дереву связано с именем Голубкиной и Коненкова, особенно последнего. У Голубкиной психологическая выразительность образа всегда в центре внимания художника; она доминирует, подчиняет себе все остальные моменты. В скульптуре Коненкова образ теснейше спаян с материалом, как бы порожден им.

Коненков властвует над деревом с исключительным мастерством; его подход полон разнообразия; в зависимости от целей, которые он себе ставит, Коненков переходит от полного жизни реалистического изображения человека к сказочным, фантастическим образам, естественно принимающим примитивистические, архаизирующие формы. Коненков чутко прислушивается к материалу, использует особенности его строения, его окраску, его плотность и вес. Он дает исключительно разнообразную фактуру, смело вводит опыты полихромии. Коненков оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие нашей деревянной скульптуры. Он поставил во весь рост проблему выразительности материала, проблему забытую, утраченную в эпоху господства эклектического академизма, плоского натурализма и поверхностного импрессионизма. Опыт Коненкова плодотворно повлиял не только на практику его ближайших учеников, но и на творчество художников, не связанных с ним непосредственно.

Прямые ученики Коненкова (Рахманов, Златовратский) отсутствовали на выставке. Однако отзвук исканий Коненкова слышался в работах многих, и в первую очередь в работах Якерсона, Сандомирской.


<<< Дерево – исконный материал

Подход к материалу различен >>>

<<<Советская скульптура>>>