С первых лет революции



В последние месяцы жизни Андреев был занят эскизами ряда монументов, они остались, в большинстве случаев, в незаконченном состоянии. В эскизе памятника Чапаеву выражены устремленность, неистовый напор. Захватывает динамика несущегося вперед коня. Эскиз обещал вырасти в интересную, значительную работу. Многообещающими были эскизы и других композиций: «Пятилетка», памятник 15-летию РККА.

Однако основным содержанием усилий Андреева в послереволюционную эпоху были не эти работы, а длительная, не прерывавшаяся, скрытая от взоров даже ближайших друзей работа над созданием образа Ленина; начатая в 1919 году, она тянется через все творчество Андреева революционного периода, вплоть до смерти мастера. Перед Андреевым встала во всей своей исторической значительности задача создания портретного образа творца величайшего переворота в истории человечества.

С первых лет революции проблема ленинского портрета глубоко волновала художника. На митингах, заседаниях, съездах Андреев внимательно изучает облик Ленина, следит за вечно изменяющейся игрой ленинских черт. С блокнотом в руке, в беглых, порою мгновенных набросках, стремясь к возможной точности, запечатлевает художник жест, поворот, движение руки, мимику лица. Эти наброски многочисленны, свидетельствуют о неутомимом рвении художника; зоркий глаз Андреева схватил во всей непосредственности отдельные моменты, отдельные черты - ярко, правдиво, жизненно.


<<< Эффект памятника

Фиксация черт Ленина >>>

<<<Советская скульптура>>>