Фундаментальное произведение Репина

Высказывая интересные и верные мысли относительно творчества. Репина в период 1905-1907 годов, Н. И. Соколова при характеристике картины «17 октября 1905 года» также отстаивала необоснованное суждение, построенное на отрицании принципиальной разницы между эскизом и самой картиной. «Основное их содержание - ликование по поводу «дарованной» Николаем конституции»,- писала она. Более того, обнаруживая в высказываниях Репина якобы дань настроениям буржуазного либерализма, упрекая художника в том, что «с ограниченностью буржуазного реалиста он просмотрел движущие силы революции и сохранил все свои иллюзии», Н. И. Соколова делала вывод, что художник скатился «к реакции вместе с тем классом, на позиции которого он перешел».

Правда, в последующие времена уже никто не объявлял Репина реакционером, но прежнее понимание репинской картины, якобы передающей ликование только в связи с дарованной конституцией, существует и в наши дни. Между тем, в 1956 году была защищена упомянутая выше диссертация З. И. Крапивина; в 1960 году опубликована его статья «Репин и революция 1905 года», где приведен большой фактический материал по этой картине, а также предложена и аргументировано обоснована новая трактовка ее содержания. Однако игнорирование материалов предшествующих публикаций без каких-либо обоснованных попыток их опровержения приводит некоторых авторов к прямым конфузам, вроде поисков абсолютно чуждого Репину гротескового плана характеристик отдельных персонажей или заявления о том, что прообразом мужчины с черной бородой (как установлено, это С. А. Венгеров), послужил В. В. Стасов, хотя последний тоже изображен на этой картине.


<<< Освобождающаяся Русь

Интересные и верные мысли >>>

<<<Оглавление>>>