Поиски конкретных путей и способов формирования социалистического искусства

Проблемы эти в какой-то мере возникали весной 1871 года и решались уже парижскими коммунарами, но особая их острота стала очевидной в первые годы Советской власти в нашей стране, когда Коммунистической партии и Советскому государству пришлось вести решительную борьбу против различных проявлений мелкобуржуазной идеологии в искусстве, находивших выражение как в сектантстве и сепаратизме извращавших марксизм идеологов Пролеткульта, так и в нигилистическом «левачестве» и псевдореволюционной фразе сторонников футуризма, приобретших влияние даже в некоторых органах Наркомпроса. Ясное решение этих вопросов дала Коммунистическая партия и ее вождь В. И. Ленин, не раз заявлявший, «что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру».

И в первые годы революции, и позднее Коммунистическая партия и Советское государство всегда бережно, внимательно относились к подлинным художественным талантам, к здоровым творческим поискам стремящихся служить народу своим искусством художников, не считали возможным вмешиваться в форму и стиль их работы. Однако в идеологической борьбе, которая находила и находит отражение также в области изобразительного искусства, Коммунистическая партия всегда выступала против так называемого нейтрализма, за четкие идейно-творческие принципы партийности и народности, за реалистический метод творчества. Ни кто иной как В. И. Ленин призывал искать «надежных антифутуристов», а на одном из заседаний СНК под его председательством, где обсуждались вопросы о закупках картин Наркомпросом и художественном образовании, было рекомендовано обеспечить «в первую очередь возможность художественного развития реалистических течений в живописи и скульптуре».


<<< Пролетарские, социалистические революции

Партийные позиции >>>

<<<Оглавление>>>