Как же в действительности обстояло дело?

Владимиру Ильичу Ленину, поглощенному массой неотложных дел, было не до позирования художникам. Как известно, даже после переезда Советского правительства в Москву, делал он это довольно редко и очень неохотно. Поэтому для создания его портретов в начале 1918 года использовали фото. Одним из первых, если не самым первым, среди ленинских портретов, созданных на основе наппельбаумской фотографин, был портрет, нарисованный петроградским художником Владиславом Матвеевичем Измаиловичем (1872-1959) 18, находящийся ныне в Смольном.

Есть веские основания полагать, что после тою, как в Государственном издательстве (точнее в издательстве Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов) были получены отпечатки фотографии В. И. Ленина, исполненной М. Наппельбаумом (вероятно это произошло в начале 20-х чисел января), одному или нескольким художникам, связанным с издательством, было поручено сделать с этой фотографии портреты В. И. Ленина.

В. М. Измаилович быстро выполнил почетное поручение, и когда 31 января 1918 года Ленин смотрел наппельбаумскую фотографию и давал свой автограф для воспроизведения на фотопортрете, то ему, по словам художника, одновременно показали и портрет, нарисованный пастелью, который также понравился Владимиру Ильичу. Портрет работы В. М. Измаиловича в первые годы революции неоднократно воспроизводился на отдельных репродукциях и открытках. Однако с его оригиналом, в верхнем углу которого подпись: «В. Измаилович, 1918 г.», а внизу ленинский автограф (переведенный с фотографии М. С. Наппель-баума механическим способом): «В. Ульянов (Ленин). 31 января 1918 г.», художник не расставался до самой смерти. Портрет висел у него в мастерской, где в 1956 году его впервые увидал и автор этих строк. Только после кончины художника это произведение попало в Смольный.


<<< Ленинский фотопортрет

Веские основания >>>

<<<Оглавление>>>