Исследователи политической графики

Исследователи политической графики, говоря о большом размахе издательской деятельности в дни Коммуны, пишут: «Характерным для этого времени было то, что подавляющая масса этих изданий сопровождалась различного рода иллюстрациями или виньетками, чаще всего сатирическими. Интерес к сатирическому рисунку был настолько велик, что помимо специальных сатирических иллюстрированных изданий, таких, как «La Caricature politique» («Политическая карикатура»), «La Scie» («Пила»), «La Fleche» («Стрела»), «La Fronde Illustree» («Иллюстрированная Фронда»), во многих популярных периодических изданиях регулярно появлялись политические карикатуры или из номера в номер повторяющиеся виньетки с сатирическими изображениями. Так, например, «La Carmagnole» («Карманьола») выходила с виньеткой, изображавшей представителей различных народов мира, которые, взявшись за руки, пляшут вокруг поверженного королевского трона и прочих атрибутов королевской власти; на виньетке газеты «Le Pere Fouet-tard» изображено, как «Папаша с розгами» стегает Наполеона III, Тьера и Жюля Фавра».

Гораздо большего внимания, чем ей до сих пор уделялось, заслуживает деятельность в период Парижской Коммуны одного из крупнейших мастеров политического рисунка Франции, неукротимого и последовательного революционного демократа Опоре Домье. Оценка его деятельности и творчества в это время, когда художник уже был- стар и болен, не проста. Едва ли случайно то, что его произведения, созданные и опубликованные непосредственно в дни Коммуны, долгие годы не привлекали к себе достаточного внимания, а в специальной литературе 1950-х и даже начала 1960-х годов можно было встретить заявления, что «к революции 18 марта престарелый Домье отнесся настороженно», что в дни Парижской Коммуны Домье якобы «замолчал». Между тем внимательное рассмотрение всех обстоятельств жизни и творчества Домье в дни Коммуны приводит к иному выводу.


<<< Политическая графика

Известные мастера >>>

<<<Оглавление>>>