Четкие формы

Но не считаться с революционным временем тоже было нельзя. И вот в самый разгар революции в нескольких буржуазно-либеральных петербургских газетах появляется составленное М. В. Добужинским заявление «Голос художников», под которым были также подписи К. А. Сомова, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере. Написанное под воздействием тех иллюзий, которые породил в сознании значительной части либеральной интеллигенции царский манифест о пресловутых «свободах», это заявление с первых же слов констатирует начало «великого обновления страны». И далее его авторы, говоря не столько о гражданских, сколько о чисто художественных задачах украшения новой жизни, высказывают «боязнь, что красота будет устранена и забыта в великой волне неотложных утилитарных задач».

Это вполне укладывалось в эстетическое кредо авторов заявления и их единомышленников, против которого столь решительно выступил В. В. Стасов. Однако веяния времени все же сказались, и в заявлении мирискусников встречаются мысли о необходимости того, «чтобы красота и искусство слились с жизнью», чтобы «развить всеобщую потребность в красоте и установить связь и взаимное понимание между художником и уже не «обществом», а народом». Характерно, что практическое осуществление этих задач, по мысли авторов заявления, должно быть возложено на «совершенно реформированную Академию художеств».


<<< Отражение в творчестве художников

Украшения новой жизни >>>

<<<Оглавление>>>