Две фигуры

Для выяснения того, каким же образом рисунки В. В. Ризниченко из Херсона попадали за границу, в редакцию ленинской «Искры», пришлось обратиться к публикациям переписки В. И. Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. И здесь выяснилась весьма примечательная картина. Тогдашний секретарь редакции «Искры» Н. К. Крупская в некоторых своих письмах к херсонским искровцам (братьям Н. Д. и Л. Д. Цюрупа и др.) через которых, по всей вероятности, осуществлялась пересылка в «Искру» карикатур В. В. Ризниченко, уведомляла о получении рисунков: «Карикатуры получили,- писала Н. К. Крупская 30 (17) апреля 1902 года, после того как в редакцию поступил и был тут же напечатан рисунок В. В. Ризниченко «Царь и жандарм» и какой-то еще, не опубликованный.- Большое, большое спасибо! Нарисовано замечательно талантливо. К сожалению, вторая карикатура очень сложна, потому не можем ее напечатать. Присылайте еще». Это было, судя по всему, не только личным мнением Н. К- Крупской, но и всей редакции газеты, во главе которой стоял В. И. Ленин. И карикатуры В. В. Ризниченко, продолжавшие поступать в «Искру», публиковались в ее иллюстрированных приложениях. Гневно бичующие угнетательскую политику царизма в отношении украинского крестьянства, разоблачающие лицемерие царских властей и клеймящие позором расправы со студенчеством, показывающие предательскую роль в отношении трудового народа украинских помещиков, попов и кулаков, эти карикатуры, благодаря революционно-демократической и интернационалистской позиции художника, своим содержанием были вполне созвучны многим материалам, помещаемым в самой ленинской «Искре», являлись как бы наглядными иллюстрациями к ним.


<<< Художник и поэт

Вторая карикатура >>>

<<<Оглавление>>>