Развивая традиции Парижской Коммуны

Уделяя немалое внимание делу охраны художественных памятников, парижские коммунары вместе с тем хорошо осознавали, какой могучей пропагандистской силой является искусство. Наиболее прозорливые деятели Коммуны, например делегат по просвещению Э.-Ф. Вайян, решительно выступали против раздававшегося в художественных кругах анархистского требования «освобождения искусства от государства» (то есть от Коммуны). Характерно, что в манифесте Федерации художников было записано, что в это объединение входят художники, «признающие принципы Коммуны». Более того, когда этот манифест был представлен в комиссию просвещения Коммуны, то содержавшиеся в нем некоторые прудонистско-анархистские идеи, например мысль о независимости управления искусством, были решительно отклонены. Было разъяснено, что Коммуна рассматривает Федерацию как организацию, полностью связанную с ней и подчиненную ее общему руководству. Да и само большинство членов Комитета Федерации уже в середине 20-х чисел апреля, решительно отвергнув предложение о посылке в Версаль делегации для примирения с контрреволюционерами, отказалось встать на нейтральные позиции, ибо Федерация художников «составляет нераздельную часть Коммуны Парижа».

Показательно, что идеи о «независимости» искусства от государства в первые годы Советской власти у нас в стране поддерживал «Союз деятелей искусств», не пожелавший в ноябре 1917 года положительно откликнуться на обращение наркома просвещения А. В. Луначарского, призывавшего к сотрудничеству, а также идеологи Пролеткульта, организации совсем иной политической ориентации, но тоже отстаивавшей сепаратистский тезис о независимости проводимой ими работы от Коммунистической партии и Советского государства.



<<< Идея о принадлежности искусства народу

Идеи о «независимости» искусства >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи