Анализ произведений Н. В. Орлова

Так же, как Л. Н. Толстой, Н. В. Орлов в своих произведениях и высказываниях, выражая интересы крестьянских масс России, не видел других новых сил, способных повести эти массы на победоносную борьбу, в частности уже родившегося и крепнущего рабочего движения. И в этом заключался один из источников ограниченности, исторически вполне объяснимой, и мировоззрения, и творчества как Л. Н. Толстого, так и Н. В. Орлова.

Увидавшие и художественно запечатлевшие эти новые силы современники и сотоварищи Н. В. Орлова - Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, Л. В. Попов, И. А. Владимиров, Н. И. Верхотуров пошли дальше. Расширив круг своих наблюдений, включив в поле своего художнического внимания российский пролетариат, они в ряде своих работ стали выразителями его интересов, открывая, таким образом, путь для формирования нового метода - социалистического реализма.

Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что творчество Н. В. Орлова, а еще более - его мировоззрение, его взгляды претерпевали определенные изменения. Эти изменения, в которых немалую роль сыграло поражение революции 1905 года, а также личное общение с Л. Н. Толстым и рядом последователей его религиозно-философского учения, становятся особенно заметными в 1907-1908 годах, когда художник завершал работу над последней своей большой картиной «С войны» (1908).

Это полотно, являясь непосредственным откликом на обнажившее гнилость самодержавия в России поражение царизма в русско-японской войне, повествует о тяжелой драме вернувшегося в деревню солдата-инвалида.


<<< Старшина, стоящий на первом плане

Новые силы >>>

<<<Оглавление>>>