Перед наказанием

Старшина, стоящий на первом плане, отвернувшийся в сторону зрителя, по-видимому испытывает угрызения совести за истязание своего собрата по происхождению. Справа - забитый нуждой деревенский старичок, попавший в сарай во время суматохи, крестясь, поспешно уходит. Этот старик, видимо надеявшийся только на божье заступничество, в этот момент обращается к нему, прося бога покарать виновников такого надругательства над человеком. Но и тут не оправдалась вера старика - его бог слишком далеко, а розга уже занесена над спиной «провинившегося». Вбежавший на шум мальчик испуганно смотрит на это «приготовление».

Как бы откликаясь на картину «Недавнее прошлое» и ей подобные произведения, выражая мысли передовых, революционно настроенных людей того времени, товарищ Орлова, другой, до сих пор несправедливо замалчиваемый художник-передвижник, революционный демократ И. П. Богданов, отвечая критикам из декадентского лагеря, упрекавшим передвижников за «тенденциозность», говорил: «Вам надоел поротый мужичок, для которого некоторые передвижники просили конституции. Правда, на кой леший мужичонку царская конституция, когда ему земля нужна, а для этого прежде всего нужна хорошая дубина, чтобы согнать с земли дармоедов, а потом и повыше добраться. Только дубину нельзя изображать; ну что же, кто из догадливых посмотрит на порку и тому подобные прелести - сам о ней заговорит».


<<< Персонажи картины

Старшина, стоящий на первом плане >>>

<<<Оглавление>>>