Глубокое негодование честного человеколюбивого художника

Своеобразной реакцией на эти суждения и выводы о характере творчества Н. В. Орлова, в большинстве случаев не опирающиеся на глубокое изучение фактического материала, на анализ самих произведений живописца, явилась книга С. И. Софронова «Художник-передвижник Н. В. Орлов» (1965). Вступая в полемику с оценкой творчества Н. В. Орлова, данной в упомянутой выше статье БСЭ, а также нашедшей отражение и в иной литературе, С. И. Софронов занял другую крайнюю позицию, встал не только на ошибочный путь всесторонней идеализации произведений Н. В. Орлова, но и на недопустимый путь замалчивания противоречий во взглядах и мировоззрении художника.

Настоящая объективная оценка как самих произведений Н. В. Орлова, его художественного творчества, так и его мировоззрения, может быть дана только на основе конкретного анализа картин и высказываний художника. Причем методологической основой этого анализа должны служить гениальные статьи В. И. Ленина о Льве Николаевиче Толстом. Однако, как уже отмечалось, простое механическое проецирование ленинских оценок Толстого на живописное творчество Н. В. Орлова, в силу его своеобразия, не может дать плодотворных результатов, а приведет только к упрощению и вульгаризации. В связи с этим не следует упускать из виду и те обстоятельства, что формирование Н. В. Орлова как художника проходило в 1890-е годы, еще до близкого знакомства с Л. Н. Толстым и его учением, что в начале 1900-х годов, в период подготовки революции 1905 года художник сблизился с А. М. Горьким. Наконец, и после поражения революции 1905 года, когда, судя по всему, Н. В. Орлов испытывает наиболее заметное воздействие философских взглядов Л. Н. Толстого, он, хотя и воспринимает ряд толстовских идей, все же не становится последователем худших сторон «толстовщины».


<<< Творчество Н. В. Орлова

Настоящая объективная оценка >>>

<<<Оглавление>>>