Деревенское бытовое искусство. Часть 15

Художественный примитив — характерная физиономия одной из двух главных групп крестьянских игрушек. В особенно многочисленных и разнообразных вариантах игрушки этого тина представляют выразительные и гипнотизирующие символы нескольких весьма древних органических образов; в русской игрушке таковыми являются: конь, баба, птица. Примитивные, несколько суровые и тяжелые формы характерны для этой группы игрушек. Архаика очертаний роднит их с игрушкой - скульптурой всех малокультурных племен и народов. Реалистические наблюдения совершенно не проступают сквозь первичные черты символов. Характерные детальные намеки при максимальном обобщении и упрощении — внешность этой игрушки. Такие, мотивы, как профильный силуэт конька и птицы сближает и отождествляет эти игрушки с детальной скульптурной обработкой многих бытовых предметов; это — фрагменты прялок, вальков, ткацкого стана, донцев и других предметов крестьянского быта, получившие самостоятельную жизнь.


Светцы железные (подставки для лучин). Северные губернии

Другая, более поздняя, группа игрушек характеризует эмансипацию крестьянского творчества от ослабевающего влияния древних символов, расширение, его художественного кругозора. Мастер становится реалистом-наблюдателем, поддается очарованию быта. Окружающая жизнь дает новые мотивы, образы, темы; образы наблюдаемого быта преломляются в художественном творчестве и, испытав па себе ряд обычных в коллективном процессе творчества последовательных и постепенных видоизменении и дополнений, кристаллизуются в закопченный и уже малоподвижный ряд новых форм. Мир игрушек обогащается вереницей бытовых фигур (барыни, няньки, военные, франты), многочисленными изображениями домашних животных и другими более сложными группами. Все эти новые художественные достижения в игрушке реалистического порядка вскрывают немалые, силы крестьянского изобразительного дара; они метки, как народный язык; усмешка и насмешка таится в их причудливых формах; типичное в них всегда подчеркнуто и доминирует; все бытовые фигуры игрушек — яркие тины; характеристика зверей неподражаема.


Кольцо дверное железное

Оформление в игрушке реалистических наблюдений художников никогда не опускается до плоского натурализма; реальные формы неизменно синтетичны. Если бы эти игрушки не с такой легкостью и щедростью несметного богатства расточались крестьянскими резчиками и гончарами, то они выставлялись бы в художественных музеях и галереях, как образцы высокого пластического искусства. Их техническое совершенство дает им право соперничества с многочисленными большими и малыми скульптурами индивидуального типа. Переполняющее их художественное содержание и высота строгого мастерства, упрощенного и лаконичного как раз до того предела, за которым уже начинается черствость и бесформенность, делает многие народные деревянные и глиняные игрушки гениальными пластическими произведениями. По-видимому, и сами мастера-художники, создававшие их, часто чувствовали в них гораздо большее содержание, чем минутная утеха детства, и во многих игрушках явно видны следы серьезного и строгого художественного труда.


Сундук-теремок деревянный, обитый прорезным железом


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 14.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. >>>

<<<Оглавление>>>