Деревенское бытовое искусство. Часть 12.

В бытовой глине естественно запечатлелись, по самому свойству материала, скульптурно-пластические элементы крестьянского художества. Сосуд, конструируемый из глины, заставляя искать четкую, напряженную и экономную форму, вводил художника в область скульптурных задач; эти задачи были всегда не только практические, но и художественные, ибо всякий полезный сосуд в народном быту сочетает в себе одновременно и практический резервуар и своеобразную декоративную вазу: он украшает столование, поставец, полку. Глиняная посуда в своих формах дает еще больше звериных и птичьих подобий; баранчики, свинки, орлы, петухи, львы, человеческие фигуры — являются постоянными прообразами тех сосудов, которым художник хотел придать, в отличие от простейших кринок, корчаг и горшков, более декоративные и богатые формы. Среди глиняной посуды также встречаются образцы высокого художественного качества в смысле приспособления звериных форм и образов к форме сосуда, но в общем нужно отметить, что даже и наиболее удачные и четко кристаллизовавшиеся глиняные формы все же уступают по своей выразительности деревянной посуде, наследующей древнейшие символические уподобления.


Прялка расписная. Деталь. Сцена деревенских поседелок. Северо-Двинская роспись

Кроме изделия сосудов, деревянная скульптура крестьянского творчества богато выражена также в создании многочисленных цельных фигурных предметов и поделке разнообразных скульптурных деталей у многих бытовых изделий.


Рубель резной. Северный район

Рубанки в форме льва, фигурные швейки, лощила, детали прялок, части ткацкого стана, локотники у скамей, ручки рубелей и вальков и пр. — все это многообразие второстепенных деталей постоянно давало резчику повод переходить к круглой скульптуре и конструировать объемные формы. В этом случае не приходится говорить о многочисленности скульптурных мотивов, но можно отметить большое разнообразие в их применении и трактовке. Конек, конская голова, лев, голова птицы — основные элементы этой бытовой поделочной скульптуры, трактованы с большой находчивостью, остроумием, неизменной логичностью и художественной выразительностью. Крестьянское бытовое искусство показывает в этом случае обычную множественность оригинальных вариантов в однородной разработке каждого отдельного мотива.


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 11.

Деревенское бытовое искусство. Часть 13. >>>

<<<Оглавление>>>