Художественный быт крестьянского искусства. Часть 4.

Иконографическое содержание крестьянского искусства ХVIII и XIX веков довольно богато и сложно. По внешнему своему выражению вся иконография представляет одно художественное целое, так как объединяется едиными приемами декоративной трактовки и оформляется под воздействием однородного художественного вкуса, но в своем внутреннем содержания она достаточно ясно и отчетливо выражает то взаимное соревнование, которое определило встречу на этом пути двух противоположных — городских и деревенских — эстетических течений.

В музейных собраниях памятников крестьянского искусства имеется немало материалов для суждения о новых мотивах и темах, усвоенных рассматриваемым искусством в течение последних двух веков. Эта поздняя система наслоений, проявляющаяся преимущественно в бытовой росписи, может быть выделена и изучена более легко. Влияния помещичьего и городского быта на крестьянскую иконографию — эти яровые посевы народных узоров — могут быть констатированы в первую очередь как наиболее резкие и заметные.


Подзор (кайма) подола рубахи. Вышивка. Деталь. Олонецкая губерния

Под этими многочисленными наслоениями городских и помещичьих влияний находятся иконографические элементы, художественное бытие которых уже исчисляется долгими веками; развертывается многообразная и богатая символика, первоначальные семена которой заложены в древнюю языческую пору. Это — основа народного орнамента. Они характеризуют те, совершенно неизвестные нам в конкретных и цельных памятниках, первоначальные стадии крестьянского искусства в его наиболее ярком и чистом виде, когда оно еще не подвергалось различным внешним влияниям, не переживало длинного ряда деформаций, было замкнуто в кругу первых мотивов и простейших технических приемов. Корни его происхождения покоились в личном творчестве диллетанта-художника, земледельца-хозяина, отдающего свой досуг изготовлению необходимых бытовых предметов; долгий и плодотворный художественный труд коллектива еще не успел оказать на него своего формирующего влияния.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 3.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 5. >>>

<<<Оглавление>>>