Художественный быт крестьянского искусства. Часть 2.

Прежде чем перейти к рассмотрению иконографии этого искусства, которая раскроет нам некоторые пути его исторического прошлого, необходимо в общих чертах охарактеризовать ту социальную среду, в которой искусство в эту эпоху развивалось и бытовало.


Подзор простыни, вышитой красной нитью. Архангельская губерния

При попытках определения понятия «крестьянского искусства», естественно, возникает вопрос о том, кого следует считать основной и главенствующей группой непосредственных производителей предметов этого искусства. Отсутствие резкой расслоенности нижних социальных групп населения и общность бытовых условий жизни весьма осложняет и запутывает этот вопрос. Понятия «народный» и «крестьянский» не вполне покрываются друг другом, хотя и близко схожи и часто равнозначны. Значительный ряд бытовых предметов, составляющих реальное содержание этого искусства, ясно говорит о том, что они являлись принадлежностью преимущественно деревенского быта (прялки, донца, рубеля, вальки, кузовки, лукошки, деревянная посуда, светцы, одежда и т. д.); другой ряд предметов вполне допускает их бытование и в других, смежных и близких, социальных группах (укладки, коробьи, поставцы, ткацкие станы, пряничные доски, экипажи, игрушки и пр.). Эта раздвоенность бытового материала говорит о том, что в данном искусстве соединялись и пересекались художественные течения, направляющиеся от двух в корне противоположных бытовых укладов: города и деревин; оба эти направления, как раз в рассматриваемую эпоху, находились между собой в состоянии некоторого противоборства; то одно, то другое влияние получало преобладание и господство или же они порождали, в результате своего мирного слияния и сочетания, новые формы и новые образы. Па основе древнейших художественных традиций, постепенно выветривающихся и отступающих перед новыми влияниями и новыми вкусами, происходило художественное новообразование стиля, который и является характерным для этой эпохи крестьянского искусства. Последнее, постепенно допуская в свой когда-то замкнутый круг бытовое творчество пригородов, посадов, слобод, захолустных поместий, малых, едва отличимых от деревни, провинциальных городков, крупнейших торговых сел, в течение XVIII и XIX веков является переходным от деревни к городу, заключая в себе то типично городские, то чисто крестьянские иконографические преобладания и художественные вкусы. Крестьянское искусство этого времени несет па себе, вместе с своими старыми формами и темами, явные формальные наслоения привходящих и видоизменяющих его художественных течений и вкусов; последние накопляются уже не в глубине деревень, а идут от тех верхних слоев коренного крестьянства, которые имеют тяготение к городу, к новой жизни, расшатывающей и подтачивающей устои деревенского малоподвижного быта.


<<< Художественный быт крестьянского искусства.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 3. >>>

<<<Оглавление>>>