Другие направления крестьянского искусства.

Сделанный здесь нами общий обзор крестьянского искусства, конечно, не исчерпывает всего многообразия его бытовых и материальных выражении и с этой стороны нисколько не претендует на полноту, равновесие и законченность. Многие характерные его проявления остались совершенно в стороне или были отмечены в самых общих, кратких и беглых чертах. Так, например, при характеристике скульптурных выражений крестьянского бытового творчества не были указаны разнообразные виды народных фигурных пряников, представляющих в рассматриваемом искусстве своеобразный уголок юной и здоровой архаики. В отделе живописных направлений обойдены молчанием расписные куриные яйца, так называемые «писанки» или «крашенки», отражающие своеобразные красочные вкусы народных художников, оставлено в стороне народное низанье цветным бисером, не упомянуто тканье и пр.

Графическая сторона крестьянского искусства отмечена вообще более бегло, чем пластика в колорит, и категории бытовых предметов, ее выражающих, не были сосредоточены и объединены; благодаря этому, не получила, например, освещения такая любопытная отрасль бытового искусства крестьянства, как домашнее изделие кружев. В этот обзор не была также включена весьма своеобразная и любопытная северная резьба на кости, чрезвычайно ограниченно, правда, бытовавшая в крестьянском обиходе, но тесно связанная в своем происхождении и развитии с характерными художественно-ремесленными навыками и привычками крестьянского искусства резьбы. То же можно сказать и о народном гончарстве, весьма интересном и богатом как в своей формальной стороне, так и в технической, но затронутом здесь лишь слегка и неполно, в той его части, где оно представлено главным образом детской игрушкой. Не затронут также вопрос о народной одежде, которая является в этом исключительно бытовом искусстве значительным и видным фактором, сосредоточивающим на себе — особенно в ряде женских одежд и головных уборов — огромную долю творчества и фантазии, техники и мастерства крестьянских художников. Можно указать и еще целый ряд художественно-технических разновидностей крестьянского искусства, как, например, плетение, обработка бересты, изделия из луба, точение и пр., которые не были привлечены к рассмотрению в приведенном обзоре.

Крестьянское бытовое искусство, как это видно было из приведенных примеров, отличается большим многообразием в своих выражениях; его разнохарактерное мастерство слагается из разнообразных технических приемов обработки значительного ряда материалов. Но в настоящий момент приходится с сожалением констатировать, что все эти отрасли народного художественного труда совершенно почти не затронуты изучением и вводить их в общий обзор, утверждаемый на проработанных памятниках, не представляется возможным, дабы не загружать этот обзор недостаточно ясными и малоубедительными подробностями. Многие отрасли крестьянского искусства, широко развитые в живом народном быту, столь незначительно и так убого представлены в музеях, что высказываться, на основании этих бедных собраний, о полной художественной ценности их совершенно невозможно. Это заставляет, во многих случаях, сознательно суживать круг обзора, сохраняя в нем лишь наиболее значительные, первостепенные и основные грани крестьянского творчества. Преследуя же известную законченность и стройность всего данного обзора, здесь можно лишь еще раз подтвердить, что художественные качества и техническое мастерство всех вообще отраслей крестьянского искусства, равно как и малоосвещенных здесь, обычно стоят, как органические детали целого, на одинаково высоком уровне и нисколько не нарушают и не понижают устанавливаемой здесь общей оценки декоративной силы, формального мастерства и художественной глубины русского крестьянского бытового искусства.


<<< Крестьянская архитектура.

Художественный быт крестьянского искусства. >>>

<<<Оглавление>>>