Общество художников-станковистов

Был и факт, который как-то ускользнул от внимания биографов Кукрыниксов. В 1930 году, в эпоху, когда рапповское влияние было весьма ощутимым в изобразительном искусстве, Кукрыниксы вступили не в РАПХ, не в АРХ, а в ОСТ - Общество художников-станковистов, где работали тогда Штеренберг, Пименов, Лабас, Лучишкин, Вильяме, Тышлер, Адливанкин, Гончаров и др.

Сквозь черты литературных персонажей работ Кукрыниксов проглядывало лицо объективной правды. И рисунок, направленный рукой рапповского редактора в определенную сторону, возвращался нередко, как бумеранг, обратно и больно ударял по журналу и по РАППу.

Все эти работы завоевали Кукрыннксам прочное положение в литературе. Но меня интересует и другое. Я спрашиваю Михаила Васильевича, как Кукрыниксы пришли к политической карикатуре. Михаил Васильевич сказал: «Выполняя совет Горького...»

Дома я перечитал горьковскую статью. Там есть такие строки:

«Они, как мне кажется, несколько излишне специализировались на литературе, на литераторах. Это - неплохо. В литературе всегда было и еще осталось много смешного, литератор привык смотреть на себя как на человека с плюсом, хотя весьма часто этот плюс - просто бородавка на носу или опухоль непомерно раздутого самообожания...

Мы живем и работаем в стране и в условиях, которые дают нам исключительное право осмеивать и смеяться. Наши враги - серьезные враги. Но никогда еще враг не был так смешон, как наш враг.

Мне кажется, что Кукрыниксы должны почаще заглядывать в Европу, за океан, за все наши рубежи. Смешного там так же много, как подлого» '.


<<< Большинство рисунков Кукрыниксова

Автор монографии о Кукрыниксах >>>

<<<Оглавление>>>