Главный инженер Чустской фабрики художественных изделий

В книге «Народное декоративное искусство Советского Узбекистана», вышедшей в 1954 году, об узоре чустской тюбетейки сказано, что она «характеризуется черным фоном и узором в виде четырех стручков красного перца - каламбур». Там же говорится, что маргеланская тюбетейка своим рисунком близка к ней, только стручок перца на ней длиннее и тоньше...

Но главный инженер Чустской фабрики художественных изделий Касым Азимов с текстом книги не согласен: маргеланский рисунок действительно стилизованный стручок перца. Чустский - миндаль. И имя его - бадамча! Шестнадцать белых вышитых полукружий, четыре ядра миндаля, черный фон - такова, по его рассказам, классическая тюбетейка Чуста - города, славного изделиями своих ремесленных мастеров. Тонкость шва, точность симметрии... Все это создает красоту этого вида народного искусства, возникшего много-много столетий назад и продолжающего жить и сегодня.

Мне не хочется забираться в исторические параллели и искать далекие корни рисунка: скорее всего, и чустский рисунок, и маргеланский, и самаркандский связаны с условными изображениями птиц; недаром в самом названия их (в Челеке-«урдак муини» - по-узбекски «шея утки» в Самарканде-«мургак»-по-таджикски «птица» и др есть указание на это происхождение. И вероятно, рисунок когда-то был защитой от «сглаза», колдовства, а может быть, нес и другие магические функции... Память начинает услужливо подсказывать параллели, и я уже почти убежденно довожу их до палеолита... Довожу и замолкаю...

Касым Азимов как бы улавливает мою мысль. Он говорит, что рисунок современной чустской тюбетейки совсем не стар, что его в нынешнем виде ввели в обиход некий Аюб-бобо и его жена в 1905-1910 годах. Они усложнили и украсили прежний орнамент.


<<< Целая кавалькада глиняных всадников

Мастерицы вышивки >>>

<<<Оглавление>>>