Вопрос о влиянии работ В. Маяковского

Так, под статьей Ю. Жукова «Хронические лжецы» (28 февраля) - о клеветнических заявлениях о применении СССР в Афганистане, Кампучии и Лаосе химического оружия - помещен рисунок. Некий стратег сидит над картой мира, выпучив ненавидящие глаза. Палец его глубокомысленно уткнут в собственный лоб, точнее, в его продолжение в виде колбы, кишащей микробами. Подпись Дм. Демина дополняет изображение: «Стратег отравлен мыслью, чтобы шли в наступление микробы».

Вопрос о влиянии работ В. Маяковского и его товарищей на советское изобразительное искусство - вопрос особый.

Мы говорили о литературных традициях, движущих Кукрыниксами, разумеется, весьма в ограниченной мере. Вопрос этот не закрыт. Чем дальше входишь в художническое мышление Кукрыниксов, тем чаще сталкиваешься с мыслью об их внутренней связи с графикой «Окон РОСТА»,- прежде всего бросается в глаза - и это характерно почти для каждого рисунка, - что часть его, носящая характер того, что уже наверняка понято и известно зрителям, дается сплошным контуром, заливкой. Другая часть, требующая уточнения, дана в детализации. Обобщающая сторона рисунка и его конкретно-сатирическое решение всегда сбалансированы черным пятном и осторожной штриховкой. Все эти черты при переносе на цветное изображение (например, в «Крокодиле») особенно очевидны: одноцветный фон (обычно желтый, порой красный) - и резкое черное пятно.

Это - один из приемов.

Одно из их открытий...

Перечислить все то, что внесли они в нашу графику, невозможно. Можно говорить об их влиянии, об их школе. С каждым годом становится яснее объем их воздействия и на советское искусство, и на сознание зрителей.


<<< Классический знак денежной единицы

Память и Время >>>

<<<Оглавление>>>