Порхающая на сцене «Прима-балерину»

То, изображая «Репетицию балета на сцене» (1874), Дега выбирает место в одной из боковых лож бельэтажа, рядом со сценой, и смотрит на сценическую площадку сверху и сбоку; то он снова в партере, в первом ряду: прямо перед ним головы трех музыкантов, а на сцене улыбающаяся, раскланивающаяся прима-балерина и ее спутница «Музыканты в оркестре». То из ложи, расположенной на самой сцене, Дега рисует шеренгу нелепо жестикулирующих, широко раскрывших рты «Статистов», причем идущий снизу резкий свет рампы делает их некрасивые черты фантастически безобразными. То из верхней боковой ложи художник изображает порхающую на сцене «Прима-балерину» (1876, Лувр), за которой слева видны среди кулис ожидающие своего выхода танцовщицы. Особую остроту придает ряду композиций занавес, спускающийся сверху. Дега передает тот короткий момент, когда еще видны в просвете между опускающимся занавесом и рампой ноги и пачки балерин; сколько в них оживления, трепета!

В этих композициях, созданных в мастерской, Дега показывает чудеса своей наблюдательности, своей феноменальной зрительной памяти. Характерно, что художник, равнодушный к изучению эффектов солнечного света, враждебно относящийся к увлечению плейером, здесь с глубоким интересом изучает искусственное освещение рампы, с тонким мастерством передает феерический свет, преобразующий в сказочный мир актеров несложную бутафорию и реквизит сцены.


<<< «Балет «Роберт Дьявол»

Специфика театра влекла Дега >>>

<<<Оглавление>>>