Подход Дега к проблеме исторической живописи

Однако честолюбие молодого художника ставит перед ним другую, как ему кажется, более высокую задачу: создание исторической картины. В Италии Дега сближается с Бонне, Эли Делоне, Гюставом Моро; эта близость объясняет нам направление его поисков. Дега пишет ряд исторических композиций: в 1860 году «Молодых спартанок, вызывающих на борьбу юношей», в 1861 году «Семирамиду, осматривающую строящиеся стены Вавилона», затем «Александра и Буцефала», «Дочь Иевфая», «Несчастья города Орлеана» - все значительные по размерам полотна. Только последняя картина была показана в Салоне 1865 года, но прошла малозамеченной. Остальные оставались в его мастерской. Большие усилия Дега (в поисках композиции, движения отдельных фигур он прорабатывал в каждой картине детали в десятках рисунков и этюдов) оказывались как бы потраченными впустую. После 1865 года работа Дега над исторической композицией внезапно и решительно прерывается: отныне все его усилия направлены на изображение современной жизни.

Рассмотрим, как подходил Дега к проблеме исторической живописи. Характерна уже его первая композиция - «Молодые спартанки». Дега не ищет драматически насыщенного сюжета, который был бы способен поразить и увлечь зрителя. Он выбирает жанровый мотив, он хочет представить себе жизнь, как она протекала, подойти реалистически к ее изображению; он стремится освободиться от ходульных поз, заученных движений, условной красоты типов, от всего, что академическая школа делала обязательным при трактовке античных сюжетов.


<<< Ранние работы Дега - автопортреты

Сюжеты художников-академистов >>>

<<<Оглавление>>>