Смерть Мане

Мане отныне вынужден ограничиваться беглыми, небольшими этюдами; натюрморты - цветы, фрукты, овощи, причем, не прежние богатые комбинации предметов, а простейшие мотивы,- занимают все большее место в его творчестве, но на этих миниатюрных холстах художник раскрывает чудеса своей мастерской техники, своего тонкого вкуса. В этих работах умирающего художника нет никакого налета пессимизма. Тяжелая болезнь, сломав его физические силы, не смогла уничтожить его неугасимой бодрости, не потушила его влюбленности в вечную красоту жизни, не могла заглушить сверкающее жизненностью его живописное дарование.

Смерть Мане преждевременно оборвала течение его творчества. Для искусства Мане началась новая, посмертная жизнь. Устроенная его друзьями в 1884 году выставка его произведений, где за малыми исключениями были показаны все его лучшие работы, произвела сильное впечатление на художественные круги Франции, но значение Мане и тогда еще не было осознано современниками. Правда, Дега, идя за гробом художника, выразил мысль, начинавшую, очевидно, пробуждаться у многих: «Мы не знали, что он так велик». Но показательно, что даже такие защитники Мане, как Золя, Жеффруа, не видели подлинной силы Мане и сопровождали свои похвалы рядом оговорок и ограничений. Официальные круги продолжали относиться пренебрежительно к художнику, и с его посмертной выставки государством не было сделано ни одного приобретения.


<<< К последним годам относится

Долгий период игнорирования >>>

<<<Оглавление>>>