Известный критик

Оно заставило Гюисманса признать «Бар» наиболее современной, наиболее интересной картиной Салона («LArt moderne», 1882), а Луи де Фурко - воскликнуть: «Существует ли что-либо более изобретательное в смысле композиции, более верное по наблюдению и в своем роде более остроумное и выразительное?». Известный критик Э. Шено писал: «Заслуга этой вещи в правильности видения предметов, их окраски, их световой вибрации, их видимости - волнующей и преходящей, столь беглой, столь быстрой. Вэтом Мане торжествует. Он не делает статичными формы, как это делает г. Беро в сходных сюжетах, он ловит их в действительной подвижности. Это новая формула искусства - очень новая, очень личная, очень острая и прямая победа художника над миром внешних явлений. Она не будет потеряна для будущего».

Подчеркнем, наконец, характер широты, непосредственности, некоторой эскизности, которая сохраняется в «Баре в Фоли-Бержер», несмотря на длительность работы. Достаточно взглянуть на изображение толпы посетителей, отражающихся в зеркале; Мане не выделяет отдельные лица (несмотря на то, что некоторым из них придает портретное сходство), они сливаются с толпой, с оживленным ритмом ее движений. Мане сумел достичь здесь передачи той общей, слитной жизни масс, которую мы напрасно стали бы искать в произведениях раннего периода (за исключением, быть может, «Скачек»).


<<< Изменения палитры, технических приемов и самого подхода

Пейзажи, написанные в садиках вилл >>>

<<<Оглавление>>>