Париж рабочий вне сферы наблюдений

Вслед за «Музыкой в Тюильри», «Балом в Опере», скачками, лодочниками он пишет сцены из жизни кафе, ресторанов, баров, скетингов, кафе-шантанов; он пишет уличную жизнь (этюды улицы Монье). Правда и здесь можно укорять Мане в недостаточной глубине, в недостаточно критической направленности его наблюдений. Характерно, что Мане изображает почти исключительно парижан в часы отдыха и увеселений; Париж трудовой, Париж рабочий остается пока вне сферы его наблюдений. Правда, как показывает письмо Мане к префекту города Парижа, Мане мечтал о создании в залах новой городской ратуши серии стенных росписей, отражающих общественную и коммерческую жизнь его дней: «У меня будет Париж - рынок, Париж - вокзал, Париж - мосты, Париж - подземная дорога, Париж - скачек и общественных садов». Болезнь помешала всем этим планам, которые, с другой стороны, вряд ли были бы приняты властями Парижа.

В своих композициях Мане обращается обычно к помощи друзей и знакомых (поскольку они отвечают искомому типу) . Иногда Мане заставляет позировать и встреченных в действительности персонажей: например, служанку в пивной «Рейхсгофен». Всюду при этом можно проследить характерную для Мане тенденцию сводить изображение толпы к изображению двух-трех лиц на первом плане, сзади которых бегло намечается окружающее («Скетинг», ок. 1878, «В кафе», 1878) .


<<< Жизненная непосредственность работ

Устойчивость основных особенностей искусства >>>

<<<Оглавление>>>