Год первой выставки

Принципы пленеризма Мане проводит и в двух композициях, которые он пишет по возвращении в Париж: «Партия в крокет» (1873) и «Железная дорога» (1873). Первая носит более этюдный характер, лишена внутренней значительности. «Железная дорога», наоборот, писалась долго, со всем тщанием, как очередная посылка в Салон (1874), но писалась на открытом воздухе, в одном из садов по соседству с мастерской художника, и только некоторые детали он заканчивает в мастерской. В ней нет свободы, великолепной уверенности морских пейзажей Мане, скорее, пожалуй, бросается в глаза известная сдержанность. Мане еще не чувствует себя вполне свободным в решении новых задач, он как бы пробует приноровить свою привычку упорного длительного изучения натуры, приобретенную в работе в мастерской, к условиям постоянно меняющегося света в пленере.

Следующий, 1874 год - год первой выставки у Надара молодых Друзей Мане, год необычайно острых дебатов прессы, громадного возбуждения в художественной среде, вызванного выступлением новаторов. Основывая свое «Анонимное общество художников», импрессионисты до последнего момента надеялись, что Мане примкнет к ним. После некоторых колебаний Мане остался верен Салону; эту позицию он твердо сохранил и впоследствии. Что могло обусловить отказ Мане от принятия участия в выставках, организуемых его друзьями? С одной стороны, отвращение Мане ко всяким связывающим творчество доктринам, декларативным заявлениям, могущим как-то ограничить его творческую свободу.


<<< Характерный облик на просторе морских стихий

Известность в стенах Салона >>>

<<<Оглавление>>>