60 гравюр на дереве…

Но объекты его карикатуры часто недостаточно типизированы, отсутствуют явления, которые должны были бы быть подчеркнуты (церковь, военщина), многое дано внешне карикатурно, без обнажения социальной сущности явления. Эти лица, ставшие «гримасами», могли встретиться художнику в действительности, запечатлеться в его памяти, однако их следовало бы довести до более глубокой стадии обобщения и обнажения: порою кажется, что внешние черты поразили художника, врезались в его сознание, что «гримасы» переживания, а не социальная сущность явления показаны им.

Сюита «Лица и гримасы» интересна своими формальными приемами; как бы сознавая известное однообразие своих обычных приемов изображения, художник строит всю сюиту на первопланных образах; этот прием выдвижения изображаемого вперед, к зрителю, заимствованный из практики кино, художник успешно использует, повышая воздействующую силу образа; все внимание сосредоточено на лице, фон, когда он дается, служит дополнительной характеристикой образа.

Ближайшей по времени является сюита «Творчество» (60 гравюр на дереве, 1928). Если «Город», «Лица и гримасы» были построены без определенной сюжетной канвы, то в «Творчестве» Мазерель возвращается к успешно испробованному им ранее приему: перед нами снова драматически насыщенный рассказ, захватывающий зрителя фантастикой своих положений. По своей напряженности, динамичности, смелости замысла он имеет много общего с «Идеей».


<<< Вот жизнь, как она есть

Мотивы обоих «романов» >>>

<<<Оглавление>>>