С «фотообъективом» своего глаза повсюду

Мазерель смотрит на мир широко открытыми глазами, не ищет успокаивающих иллюзий. Он берет капиталистическую действительность так, как она есть, вовсе ее не прикрашивая; ему скорее свойственна пессимистическая оценка явлений. Широкое эпическое полотно, развернутое им в этом цикле, одном из зрелых проявлений его таланта, в целом безрадостно, безотрадно. Общественный порядок, запечатленный художником, показан давящим, угнетающим, но еще не поколебленным. Автор рисует капиталистическое «сегодня», не показывая его «завтра», отчего и показ сегодняшнего дня страдает неполнотой, становится однобоким, ибо Мазерель, хотя и видит, но еще недооценивает те силы, которые потрясут и свергнут буржуазный порядок; такие листы, как рабочая демонстрация и расстрел толпы войсками, остаются изолированными, не поддержанными всем строем книги.

Подход Мазереля к действительности - подход романиста-бытописателя. Художник хочет все видеть, все знать. Перед ним, как перед взором естествоиспытателя, открывается беспокойная возня человеческого муравейника. Мазерель словно проникает с «фотообъективом» своего глаза повсюду - на площади и улицы столицы, в бары, кафе, магазины и публичные дома, в уединенный кабинет ученого, убогое жилье рабочего, в деловые конторы, театры, читальные залы библиотек. Он показывает возбужденную толпу биржевиков, парад вооруженных войск, расстрел рабочих; он смешивается с шумной толпой народных гуляний, является свидетелем убийств, потасовок и насилий.


<<< Воспоминание о Лондоне

Вот жизнь, как она есть >>>

<<<Оглавление>>>