Произведения Утрилло в противопоставлениях

Но их повышенная красочная потенция, весь их блеск и сияние не смогут скрыть от нас их подчиненного значения, ибо они с покорностью ложатся в схемы рисунка, приобретающего исключительную силу и энергию; четкая, иногда до сухости суровая конструкция Утрилло есть лишь следствие его давнишнего дара выражать пространственные ценности с предельным единством, с предельной остротой и властностью.

Произведения Утрилло нам приходилось видеть в самых ответственных и гордых противопоставлениях; и он почти всегда выходит победителем! Ибо рядом с изумительной организованностью его произведений полотна импрессионистов кажутся хаотичными и бесформенными, а драгоценность его красочной материи и интенсивность его колорита делают безжизненной всякую живопись, висящую рядом.

И вот скромный художник, посмешище Монмартра, больное, погибшее существо, становится кумиром парижан; Утрилло, почти ничего не писавший, кроме стен и улиц Парижа, приобретает большую притягательность, чем художники, несомненно даровитые и наделенные более широким диапазоном таланта. О чем говорит этот успех Утрилло? Не свидетельствует ли он, прежде всего, о пресыщенности, охватившей послевоенную Францию, искусством головным, рассудочно-формалистическим, тем искусством, что почти уже два десятилетия торжествует свои победы? Ибо нет ничего более далекого от надуманности, от внешних, навязчивых примеров, чем простая, подлинная, полная живых ощущений живопись Утрилло.


<<< Монохромность «белой» серии

Творчество Франса Мазереля >>>

<<<Оглавление>>>