Утрилло - поэт города

Утрилло - поэт города, поэт камня, старых стен, заплесневелых, испещренных надписями и трещинами. Охотнее всего он пишет уголки Монмартра, всходы его улиц, тесноту его глухих переулков; он передает жуть разваливающихся, заброшенных, покрытых мохом строений, трагическое ощущение маленького мира, обреченного на уничтожение и смерть, ибо Париж, видимый с высот Монмартра, неудержимо наступает, перестраивает, перепланирует свои предместья. Произведения Утрилло, несмотря на весь их внешний объективизм, несмотря на их скупую сдержанность, подлинно лиричны: в них звучит пронизывающая нота скорбной обреченности.

Техника Утрилло в этом периоде уже ничем не напоминает технику импрессионистов; он стремится передать действительность возможно полнее, ощутимее, осязательнее; изображая любимые им стены, он одушевлен желанием строить, воздвигать их реально на картоне своих этюдов, передавать материал аналогичным материалом. Острота наблюдения Утрилло, непосредственность ощущений подсказывают ему какие-то непогрешимые, наиболее правильные и убедительные приемы. Его краски перестают быть только красками и приобретают чувственно-материальные предикаты. Он примешивает песок, клочья моха, он вводит гипс и другие примеси, мешая их в свою краску, когда передает старые стены своих улиц; его технические новшества, продиктованные чувством, предшествуют фактурным изощрениям кубистов, столь часто исходившим из чисто головных предпосылок.


<<< Живописная эволюция Утрилло

Монохромность «белой» серии >>>

<<<Оглавление>>>