Питомец «школы»

В дальнейшем, вплоть до 1869 года, фигуры и портреты снова всецело овладевают вниманием художника. Впрочем, к 1867 году относится «Всемирная выставка 1867 года» (1,07x1,97). Перед нами обширное пространство, открывающееся с высот Трокадеро. Эффекты освещения показывают, что картина фиксирует утренние часы - на первом плане дорожки всадница, садовник, поливающий газон, посетители выставки, группа жандармов; на заднем плане силуэты выставочных зданий. Размеры полотна и характер размещения фигур показывают, однако, что мы имеем перед собой не пейзаж, созданный на открытом воздухе, но еще написанную в мастерской на основании этюдов композицию.

1868 год не приносит ни одного пейзажа, но в 1869 году в Булони Мане пишет чуть ли не десяток пейзажей на открытом воздухе. В следующем, 1870 году он создает первую свою пленерную фигурную композицию - «В саду».

Появление этих новых моментов в творчестве Мане заставляет бросить взгляд на окружающую художественную среду и на положение в ней Мане.

В 60-х годах борьба, которую вел Мане против официального искусства, явилась одним из центральных событий художественной жизни. Питомец «школы», Мане подымает борьбу за право свободной, личной интерпретации действительности, официальные круги Салона объявляют гонение против его творчества, отмеченного искренностью и самобытностью. Большинство направляемых в Салон вещей художника отвергается жюри; допущенные в Салон работы служат объектом ожесточенной и несправедливой критики, они являются предметом насмешек толпы.


<<< В раннем творчестве Мане

Разрыв между художником и зрителем >>>

<<<Оглавление>>>