Василий Николаевич Баншеев (1862—1958)

Голубая весна
Голубая весна (1930)

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства — Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.
Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX — начала XX века.
Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.
Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.
С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса — какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства — восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).
Эта картина — глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.
Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.
Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.
В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор — живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева — подлинного поэта русской природы.



<<< Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)

Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи