Исаак Израилевич Бродский (1884—1939)

Ленин в Смольном
Ленин в Смольном (1930)

В большой галерее портретных изображений В. И. Ленина, созданных советскими художниками, работы И. И. Бродского и по количеству и по их художественному значению занимают одно из первых мест. Начиная с 1919 года, когда он исполнил первый портретный рисунок и картину «Ленин и манифестация», всю свою последующую творческую жизнь Бродский много работал над образом В. И. Ленина, стремясь в каждом новом произведении глубже и разностороннее раскрыть образ великого вождя.
Впервые увидеть В.И.Ленина вблизи Бродскому удалось в 1919 году в Петрограде на митинге в Народном доме. Возможность рисовать Владимира Ильича с натуры художник получил на заседаниях II конгресса Коминтерна в 1920 году, где им было сделано четыре рисунка. Сидя недалеко от президиума, он смог детально зарисовать черты лица В. И. Ленина. Однажды художнику удалось рисовать Владимира Ильича в перерыве заседания сосредоточенно пишущим.
На состоявшейся в сентябре 1920 года IX Всероссийской конференции РКП(б) Бродский сделал еще один рисунок Владимира Ильича, который сам художник считал наиболее удачным. На III конгрессе Коминтерна в 1921 году, где он продолжал собирать материал для своей картины «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», им был сделан еще один карандашный портрет Ленина, пожалуй, лучший из всех, исполненных им в те годы. Естественно, что в этих рисунках, сделанных на заседаниях, художник не ставил себе больших задач, а ограничился возможно более точной фиксацией облика В. И. Ленина. Эти наброски в дальнейшем были использованы художником при работе над картиной «В. И. Ленин в Смольном» и другими его произведениями, посвященными ленинской теме.
В изображении В. И. Ленина Бродский, стремясь к объективности, отбрасывал всякое сочинительство. Ясно и точно художник передает близкие всему народу ленинские черты. Эскизность, недоговоренность равнозначны для него небрежности, неуважению к памяти великого человека.
Чувство большой ответственности перед будущими поколениями заставляло художника быть предельно убедительным в передаче каждой черты лица Ленина. Главная задача, которую ставил себе Бродский,— создать исторически верный портрет вождя, максимально близкий к его реальному облику. «Я хотел передать Владимира Ильича таким, каким он был, и это кажется мне самым трудным. Ленин не нуждается ни в условной героизации, ни в нарочитой монументальности»,— писал художник.
Лучшим воплощением этих его стремлений явилась картина «В. И. Ленин в Смольном». В ней великий вождь запечатлен таким, каким он живет с сознании миллионов людей,— простым и великим. Это, несомненно, лучший портрет Ленина, созданный Бродским. «Я работал увлеченно, все было ясно, картина шла легко,— вспоминал художник.— Материал был хорошо изучен. Сделанная мною на конгрессе Коминтерна зарисовка Владимира Ильича, сидящего на ступеньках и записывающего что-то в блокнот, послужила мне основой для образа Ленина. Комнату, все необходимые детали для картины я подробно зарисовал в альбом».
Образ Владимира Ильича раскрывается в картине в живых, конкретных чертах. Художнику удалось достичь большого портретного сходства, что отмечала Надежда Константиновна Крупская в своих высказываниях о портретах Ленина. Хорошо переданы обаяние и душевная человечность Ленина. Бродскому удалось передать мужественные черты Ленина, его волю, собранность, умение сосредоточиться. Весь его облик полон сконцентрированной энергии. Художник не скрывает следов нечеловеческого напряжения сил, больших забот, о чем свидетельствуют борозды морщин на лбу и у глаз Владимира Ильича.
Ленин погружен в работу. Он сосредоточенно пишет; глубокая мысль светится в его лице. Весь образ овеян теплотой. Художник сумел воплотить знакомые, дорогие, близкие всем черты.
«Прост, как правда»,— так характеризовал главную черту Ленина сормовский рабочий Дмитрий Павлов в беседе с Горьким. Эту типическую черту характера Ленина Бродский сумел передать в ярком, полнокровном образе.
«Живой Ильич!» — так в двух словах многие зрители определяют главное в картине. Эта удивительная жизненность образа Ленина вызывает симпатии к работе художника у всех, кто умеет беспристрастно, искренне оценивать явления искусства.
Формалисты и эстетствующие критики отрицали художественную ценность картины Бродского, обвиняя его в «фотонатурализме», в чрезмерной детализации, в обилии второстепенных аксессуаров в его картинах. Сам художник считал, что он был не вправе нарушить фактическую точность в передаче обстановки комнаты, ставшей исторической. Каждая подробность в картине должна быть безоговорочно верна. «Ведь все так было, именно так, в этой комнате, когда в ней жил Ленин! И зрителя должно охватить волнение, такое же, какое рождается в музее, когда хочешь прикоснуться к вещам Ленина,— писал И. И. Бродский.— Я не мог позволить себе ничего изменить в угоду приверженцам «живописности». Я не любитель «смазывать» детали. В картине все должно быть на своем месте».
Верность правде, приверженность художника к точности отобранных деталей составляют характерную особенность его творческого метода. Упреки в фотографизме были бы справедливы, если бы образ Ленина оказался в картине заслоненным предметами, если бы в ней не было главного — Ленина. Противники картины не хотели замечать того, что все в ней подчинено идейному замыслу; все детали нашли свое место, получили свое звучание. В этом сказалось высокое реалистическое мастерство художника. Розоватая панель стены, подушки дивана, кресла в серых холщовых чехлах написаны мягко, в реальной воздушной среде. Фигура Владимира Ильича, его голова, руки умело выделены; ничто не мешает восприятию главного.
Картину «В. И. Ленин в Смольном» Бродский считал одной из своих самых удачных работ. Она показательна для творчества Бродского середины 1920-х и начала 1930-х годов. В ней с большой полнотой выразилась его творческая концепция, цельность и определенность художественных взглядов.
«В. И. Ленин в Смольном» — одна из наиболее популярных в народе картин советской живописи. Ее репродукции разошлись в миллионных тиражах по всей стране. Написанная простым, понятным широкому зрителю языком, картина дошла до сердца народа и выдержала испытание временем.



<<< Константин Федорович Юон (1875—1958)

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи