Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)

Оборона Петрограда
Оборона Петрограда (1928)
Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» явилась значительной вехой на пути становления социалистического реализма в советском искусстве. Однако было бы неверно оценивать ее только с исторической точки зрения. Картина сохраняет большую силу идейного, образного, эмоционального воздействия и теперь, спустя много лет после того, как она впервые была экспонирована на выставке (1928).
Само появление такого произведения, как «Оборона Петрограда» Дейнеки, оказалось возможным лишь на определенном этапе развития советского изобразительного искусства.
В конце первого послеоктябрьского десятилетия, в период, непосредственно предшествовавший окончательной ликвидации разобщенности художественных сил страны, процесс все большего сближения изобразительного искусства с жизнью, с народом становился общим; все передовые художники, в какую бы из группировок они ни входили, были воодушевлены стремлением правдиво отразить основные черты эпохи. Они стали придавать большое значение тематической картине, которая отныне заняла на выставках ведущее место.
С особым интересом художники обращались к событиям революции и гражданской войны. По словам одного из историков советской живописи, «они спешили воссоздать героические страницы современной истории по свежим следам пережитого и лично виденного». Так, на выставке «X лет Красной Армии» (1928) был экспонирован целый ряд картин, посвященных тематике гражданской войны. Некоторые из них, как, например, «Смерть комиссара» К. С. Петрова-Водкина или «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» Б. В. Иогансона, вошли в историю советского искусства. На этой же выставке заметно выделилась своей оригинальностью и новизной трактовки историко-революционной темы картина Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928).
В отличие от картин, посвященных памятным событиям, с характерной для них документальной точностью, в «Обороне Петрограда» создан обобщенный образ героической эпохи — эпохи гражданской войны. Как и всякий подлинно художественный образ, образ этой картины покоряет жизненной правдой. Художник изобразил красногвардейцев-рабочих, идущих защищать колыбель революции — Петроград. Рабочие, мужчины и женщины, в рабочей одежде, вооруженные винтовками, единым строем шагают твердой, уверенной поступью. На их лицах — сосредоточенность, спокойная решимость. Поодаль по мосту медленно проходят раненые, возвращающиеся с фронта. Перед зрителем картина, полная глубокого человеческого смысла,
В смелом сопоставлении двух групп — идущих на фронт и раненых, возвращающихся с фронта, на мосту,— раскрывается идейно-художественное содержание произведения. Немногочисленный отряд красногвардейцев производит впечатление неизбывной силы. Путем его противопоставления группе раненых, состоящей из разрозненных фигур, с их медленным прерывистым ритмом движения, художник с особенной ясностью подчеркнул главное — полноту дыхания живой революционной действительности. В суровом, строгом, размеренном ритме рядов рабочих чувствуется непреклонная воля и сила убежденности.
Как и многие другие художники — его современники, Дейнека был свидетелем и участником событий гражданской войны (в 1918—1919 годах он служил в Красной Армии). И это, конечно, помогло ему найти свое, оригинальное решение большой, социально значимой темы. В работе над картиной Дейнеке помог и его большой опыт иллюстрирования советских журналов: художник внимательно всматривался в жизнь, смотрел на ее явления с точки зрения общественной, политической злободневности. Однако подлинно образного решения он достиг не сразу, а в результате серьезных размышлений и творческих поисков. Сохранившийся эскиз «Обороны Петрограда» свидетельствует, что художник в своих поисках шел по линии отбора, оставляя только лишь то, что служило раскрытию внутреннего содержания темы. Большое внимание он уделял работе над композицией, которая получилась крайне своеобразной. Он стремился к тому, чтобы станковое произведение воспринималось как монументальное. Художник шел по этому пути вполне осознанно, так как стремился к концентрации в едином образе большого содержания.
Стремление художника к монументальности сказалось и в живописных приемах. Говоря словами самого Дейнеки, для картины характерны «признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с совершенно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи совершенно плоских мест и резко подчеркнутого объема».
Такой подход к решению живописных и пластических задач был обусловлен как содержанием, которое Дейнека собирался воплотить, так и особенностями его художественного метода.
Вот что говорит сам художник по этому поводу о своей картине: «Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов: внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов.
Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных.
Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость.
Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добивался, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине».
Целостность художественного замысла и выполнения является неотъемлемым качеством «Обороны Петрограда». Изображая суровые будни революции, художник с большим тактом пользуется средствами художественной выразительности. Он точен, суров, лаконичен. Строгость — характерная черта образа картины. Она чувствуется и в композиции— в ее общей ритмике, и в колорите—суровом до скупости, в котором звучат какие-то металлические оттенки.
В истории русской советской живописи «Оборона Петрограда» Дейнеки и сегодня остается одним из самых значительных произведений, глубоко и образно раскрывающих тему гражданской войны.
<<< Петр Митрофанович Шухмин (1894-1955) <<<
>>> Георгий Георгиевич Ряжский (1895—1952) >>>