Русская советская живопись . Обзор. Часть 2.

Значительные перемены после революции произошли в художественном образовании. 10 октября 1918 года старая Академия художеств была ликвидирована, а вместо нее созданы Государственные свободные мастерские, в которых руководящую роль захватили представители крайних «левых» течений. Их «новаторство» не дало положительных результатов в области художественной педагогики. Больше всего учащаяся молодежь тянулась к художникам-реалистам старшего поколения, бережно хранившим традиции реалистической школы. А. А. Рылов и В. Е. Савинский внушали студентам любовь к великим русским художникам-реалистам прошлого и убеждали в необходимости глубокого изучения натуры. Таким образом, в 1917—1920 годах складывались предпосылки для объединения передовых художников в целях организованной борьбы за идейное реалистическое искусство, связанное с революционной современностью. Эти тенденции получают свое оформление и развитие на следующем этапе развития советского искусства.
При всем том развитие советской живописи в первое пятилетие революции носило сложный, противоречивый характер. В эти годы силы художников-реалистов были разрознены; значительную роль играли формалистические направления, стремящиеся утвердить свою гегемонию, хотя не они, а реалисты прокладывали дорогу новому искусству.
Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти.
Многие из художников попросту растерялись, были оглушены революционным взрывом. Были и притаившиеся враги, не успевшие эмигрировать, они утверждали, что большевики — вандалы, разрушители культуры, и предвещали крушение Советской власти, называя близкие сроки.
«Русская буржуазная интеллигенция (то есть интеллигентское большинство) отвергнула пролетарскую революцию с самого начала,— писал А. Луначарский.— После того как ей не удалось вкупе и влюбе с другими реакционными силами низвергнуть ее, она, так сказать, скрепя сердце, с нею примирилась. Таких художников, которые приняли бы революцию, как благо, которые почувствовали бы, что сердце их бьется в унисон с нею, в России оказалось до крайности мало».
Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы хотят уничтожить русскую культуру и подавить «свободную» личность художника.
Организованный весной 1917 года «Союз деятелей искусства», объединивший на платформе «чистого свободного искусства» значительную группу работников литературы и искусства, отказался сотрудничать с Советской властью, отвергнув предложение В. Маяковского «приветствовать новую власть и войти в контакт с нею».
Активно действовали в те годы художники-формалисты, называвшие себя «левыми». Они занимались поисками якобы новой, «революционной» формы, но их абстрактное формотворчество ничего общего не имело с задачами подлинно революционного искусства. Консервную банку, прибитую к посыпанной пшеном доске, или белый квадрат грунтованного холста они называли «творческими изобретениями» и «прозрением в будущее».
«Станковая живопись умерла или, во всяком случае, решительно не важна и не нужна.. . Искусство, живопись, в том смысле, как она понималась раньше, уступает место ремеслу. Ремесло—выделка мебели, посуды, вывески, платья — как подлинное жизненное творчество, становится фундаментом для нового вдохновения»...— писал В. Дмитриев в газете «Искусство коммуны». Проповедуя идеи утилитарного искусства, «левые» создавали абстрактные композиции, ничего общего не имеющие с теми «полезными вещами», о которых много писалось в их декларациях. Формалисты отрицали традиции мирового классического искусства. Они грубо третировали наследие русской реалистической школы и призывали молодежь следовать по пути новой западноевропейской живописи.
Реакционная сущность формализма не могла долго прикрываться революционными фразами. Советский зритель, искавший в искусстве отражение великих революционных событий, потрясших мир, отвергал лишенное всякого содержания беспредметное искусство.
В. И. Ленин резко осудил формализм, как «нелепейшее кривляние», чуждое народу, искажающее действительность. Он неоднократно указывал, что социалистическую культуру нельзя построить без усвоения и переработки классического культурного наследства. Он призывал не выдумывать «особую культуру», а развивать лучшие традиции прошлого, обогащая их опытом революционной борьбы пролетариата.
В своей речи на III Всероссийском съезде РКСМ, состоявшемся в октябре 1920 года, В. И. Ленин говорил: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» '.
В письме ЦК РКП «О пролеткультах» (1920) решительно осуждались идеалистические, псевдореволюционные установки враждебных коммунизму художников и философов, которые «под видом «пролетарской культуры» рабочим преподносили буржуазные взгляды в философии (махизм). А в области искусства рабочим прививали нелепые, извращенные вкусы (футуризм)»
В годы восстановления народного хозяйства советское искусство добивается больших успехов. Основные черты искусства этих лет характеризуются стремлением отразить в типических образах революционную действительность, складывающиеся новые общественные отношения, новые формы быта, героику гражданской войны. Эти темы получают наиболее полное выражение в сюжетной тематической картине. Дальнейшее развитие всех видов станковой живописи становится задачей дня, хотя агитационные формы искусства отнюдь не снимаются на новом этапе развития советского искусства.
Большую роль в утверждении реалистической живописи сыграла резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», которая призывала деятелей искусства полнее и глубже использовать «гигантский материал современности», бороться за искусство, рассчитанное «на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского», «смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам»2.
Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.
Появилась насущная потребность в объединении художников-реалистов, творчество которых было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).
«Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве, — писали художники АХРР в своей декларации. — ... Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».
В АХРР вошли мастера старшего поколения и молодые художники, преимущественно участники Товарищества передвижных выставок и «Союза русских художников». На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н. А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата. Касаткин пытливо вглядывался в новую, революционную жизнь, он создал галерею образов советской молодежи. Ему первому из советских художников было присвоено в 1923 году почетное звание Народного художника Республики. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники старшего поколения: А. Е. Архипов, С. В. Малютин, В. Н. Бакшеев, В. Н. Мешков, И. Н. Павлов, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с ними в одном коллективе работали более молодые: И. И. Бродский, М. Б. Греков, М. И. Авилов, Г. К. Савицкий, С. М. Карпов, С. В. Рянгина, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, П. А. Радимов, Г. Г. Ряжский, Ф. С. Богородский, В. Н. Яковлев, Е. А. Кацман и многие другие. Живая, непосредственная связь молодых художников с представителями русского идейно-реалистического искусства была очень плодотворной.
Ассоциацией были организованы большие тематические передвижные выставки: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Революция, быт и труд» (1924), «Жизнь и быт народов СССР» (1926) — и ряд других.
Эти выставки, объединенные единым тематическим стержнем, были новым явлением и имели большой успех у зрителей. А. В. Луначарский писал о седьмой выставке АХРР: «...Художник явно находит своего зрителя, зритель явно начинает узнавать в художнике своего художника».
Первые выставки АХРР состояли преимущественно из работ хроникально-бытового характера. Но вскоре художники сумели преодолеть бытовизм и создали картины большого образного содержания, отражающие типические явления жизни. В этих произведениях показывались уже не отдельные конкретные эпизоды, а давалась широкая картина жизни народа, его революционной борьбы.
Стремясь правдиво отобразить советскую действительность, художники АХРР бывали на заводах, в деревнях, в частях Красной Армии. Впервые АХРР были осуществлены творческие командировки художников, сыгравшие большую роль в приближении искусства к жизни, в развитии нового советского пейзажа. На выставках АХРР появились полотна, в которых зритель увидел широкие просторы своей Родины — пейзажи Средней Азии, Сибири, Кавказа, Украины, Белоруссии, Урала, Заполярья. Вместе с экспедициями Академии наук, геологами-разведчиками, строителями художники совершали длительные путешествия, чтобы запечатлеть жизнь, быт и новый пейзаж родной страны.
Вскоре АХРР выросла в большую организацию всесоюзного значения. Она объединила в своих филиалах художников-реалистов национальных республик.
АХРР была для своего времени наиболее передовой художественной организацией, последовательно отстаивавшей принципы идейно-реалистического искусства.



<<< Русская советская живопись . Обзор. Часть 1.

Русская советская живопись . Обзор. Часть 3. >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи