Юрий Нилович Тулин (1921—1983)

Лена. 1912 год
Лена. 1912 год (1957)

На берегу далекой могучей Лены, среди хмурых сопок лежит поселок Апрельск. Его название связано с историческим событием 4 апреля 1912 года, вписанным кровавыми буквами в историю борьбы рабочего класса, — Ленским расстрелом. Здесь, на бывшем Надеждинском прииске, во время стачки была зверски расстреляна безоружная толпа рабочих. «Трудно оставаться хладнокровным пред этой отвратительной по своей азиатской жестокости и бессмысленности бойней, трудно сдержать крик негодования пред грудой «невинно убиенных» и искалеченных русских рабочих»,— с возмущением писала тогда большевистская газета «Звезда».
Художник — наш современник — силой реалистического искусства показал трагедию, разыгравшуюся на Лене много лет назад.
Работа над картиной, в которой Ю. Н. Тулин задумал запечатлеть момент прощания рабочих с убитыми, была начата им еще в 1954 году.
В первом эскизе изображен берег Лены и толпа людей, растянувшаяся вдоль полосы воды; во втором варианте — отпевание, происходящее недалеко от деревянной с покосившимся крестом часовни. Этот эскиз, красивый по цвету, был отвергнут художником, так как композиция, выразительная сама по себе, не отвечала идейному замыслу картины.
Здесь нет того захватывающего эпического звучания, той монументальности, которых художник добился в картине. Силуэт часовни, одиноко рисующийся на фоне неба, господствует над группами людей, а пейзаж с серыми избами, уходящими.за холм в синюю лесную даль, сообщает всему особенно тоскливое настроение.
Тулин считал, что главное в картине — показать народ, товарищей и родственников убитых. Поэтому в последнем эскизе он выдвинул толпу на передний план, приблизив ее к зрителю.
Перед художником стояла большая и сложная задача—дать глубокую психологическую характеристику персонажей. В процессе создания картины все ярче, конкретнее рисовались автору черты и характеры его героев. Персонажи картины, словно живые, обступали живописца, как бы требуя от него напряжения всех творческих сил, чтобы наиболее правдиво, сильно выразить их переживания. «За годы работы над картиной о Ленском расстреле,— говорит художник,— я сжился со своими героями, полюбил их».
Осенью 1956 года, когда на полотне было найдено общее состояние и движение толпы, Тулин поехал на Лену, чтобы увидеть места, где когда-то произошла кровавая драма.
Раньше Тулин в Сибири никогда не был, но в работе над картиной так отчетливо представил себе происходящее, так верно чутьем художника угадал характер тех мест, что очевидцы ленских событий, их воспоминания и рассказы подтвердили конкретность жизненной правды, изображенной художником.
Замечания сибиряков обрадовали и воодушевили живописца.
«Мне кажется, что лучшей наградой для художника является чувство удовлетворения, сознание того, что выношенный замысел отвечает правде жизни. Такое счастье испытал и я. Мне посчастливилось встретиться с участниками ленских событий, уже глубокими стариками,— рассказывает Тулин.— Своим живым словом они дополнили картину некоторыми характерными деталями, помогли глубже передать эпоху».
С большой теплотой и благодарностью вспоминает Тулин старых золотоискателей Ивана Васильевича Овсова, Аркадия Николаевича Острянина и других участников и свидетелей ленских событий.
Некоторые из людей, с которыми встречался художник в Сибири, послужили в дальнейшем прообразами тех или иных персонажей картины.
Многочисленные наброски, портреты и пейзажи, сделанные Тулиным во время поездки в Сибирь, будучи подсобным материалом для картины, имеют в то же время и самостоятельное значение.
Вернувшись из Сибири, Тулин приступил к завершению картины «Лена. 1912 год» и в 1957 году закончил ее.
В картине изображено отпевание убитых, происходящее на таежном кладбище, затерявшемся среди снегов на берегу Лены. За толпою рабочих, стоящих у гробов погибших товарищей,— бесконечные холодные дали сибирской реки. Пейзаж написан широко и свободно. Линия реки, прорезающая снежные просторы, подчеркивает общий контур толпы и групп переднего плана.
На одном из некрашеных дощатых гробов стоит деревянная плошка с кутьей; в морозном воздухе тихо потрескивает огонек тоненькой, будто кровавой, свечки. Священник в старой ризе машет кадилом, его фигура одиноко рисуется в стороне. Молитва призывает к смирению, но не она владеет чувствами толпы. Внешне сдержанные, движения людей полны глубокого внутреннего смысла, и в силе взгляда, в выражении лиц сосредоточено эмоциональное воздействие картины.
Каждый образ в ней — олицетворение психологического состояния.
Слева, на фоне дальнего берега, силуэтно рисуется голова молодого рабочего. Как остро подмечено здесь выражение горя мужественного человека: дрогнувшие губы на суровом лице, рука, судорожно сжимающая шапку. Рядом со старой женщиной, лежащей на гробу, упала на колени темноволосая девушка, прижимая руки к залитому слезами лицу.
Все эти тонко выраженные градации скорби подчеркивают гневное молчание толпы.
Одно из главных действующих лиц картины — высокий, широкоплечий рабочий в красной рубахе. Он, как скала, возвышается над группой убитых отчаянием женщин. На его сурово-скорбном лице гневно горят глаза, могучие руки сжаты в кулаки. Весь вид этого человека говорит о решимости к действию. Художник создал тип бунтаря, напоминающего героя пугачевского восстания. Его гневный образ олицетворяет момент пробуждения грозной народной силы.
Различные ступени нарастающего протеста, осознания рабочими необходимости борьбы психологически верно и убедительно показаны автором картины.
Сила выражения чувств, постепенно нагнетаясь, достигает своего апогея в образе старухи в черном — матери одного из убитых.
В лице старой женщины, в застывшей позе и опущенных руках, во всем ее облике — горе и гнев, достигшие такого предела напряженности, когда нет уже ни слов, ни жестов, чтобы выразить их.
Выразительный и лаконичный силуэт старухи заключает справа всю композицию картины, монументально рисуясь на фоне снегов и реки.
Замечательно верно в смысловом отношении найден локально-черный цвет одежды старухи; на его фоне выделяется главное — лицо и руки, а сам он завершает всю тонко разработанную цветовую композицию центральной группы.
Образ матери звучит как последний аккорд гимна гнева и скорби, разнесшегося над холодными просторами Лены.
Останавливая внимание на отдельных образах, подчеркивая нужные детали, художник вместе с тем передает ощущение монолитности толпы. В картине Тулина сказывается новое решение того, что выдающийся русский критик В. В. Стасов образно назвал «хоровой» картиной, героем которой является народ.
Серьезно подойдя к работе над темой, Тулин во всей правдивости раскрыл страницу прошлого, сумев в одном действии воплотить большую мысль. Не просто иллюстрацией к Ленскому расстрелу, а выражением горя и гнева народного, подымавших рабочих на борьбу, явилось это монументальное полотно.
В том, как написана картина, чувствуется уверенная, крепкая кисть мастера, умеющего использовать богатства выразительных средств живописи.
Все полотно выдержано в насыщенных тонах, контрасты светлого и темного усиливают драматическое звучание изображенного. Красива гамма желто-розовых и серых цветовых пятен.
Картина Тулина «Лена. 1912 год» явилась одним из самых значительных полотен исторического жанра в советской живописи послевоенных лет.
Интересен следующий факт. На Международной выставке 1958 года в Брюсселе, где экспонировалась картина Тулина, одна из посетительниц, пожилая француженка, назвала эту картину «изображением движения Сопротивления». Это доказательство того, что картина о прошлом, несущая в себе большую общечеловеческую идею, перерастает рамки исторического жанра, перекликаясь с современностью.



<<< Андрей Андреевич Мыльников (Род. в 1919 г.)

Павел Дмитриевич Норин (1905—1982) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи