Павел Петрович Сонолов-Сиаля (1899-1962)

Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году
Рабочий отряд уходит на фронт в
1919 году (1937)

Картина П. П. Соколова-Скаля «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» — одно из лучших полотен советской живописи, посвященных эпохе гражданской войны.
На призыв партии «Все для фронта», «Все на борьбу с Колчаком, Деникиным, Юденичем» советский народ отвечал массовым героизмом, и в этом всенародном подъеме рабочие отряды играли роль главной авангардной и цементирующей силы. 1919 год был самым трудным для молодой Советской республики, но он особенно ярко показал, какая неисчерпаемая энергия, воля и самоотверженность таится в рабочем классе и его коммунистической партии.
«Рабочий отряд»,—писал о своей картине Соколов-Скаля,—из эпохи гражданской войны: вдали идет бой за обладание городом; из ворот завода выходит отряд рабочей гвардии; немногочисленные провожающие; по лужам выщербленной мостовой — четкий шаг уходящего отряда; рваное осеннее небо; суровые закопченные заводские корпуса».
В этом произведении проявилось стремление художника к преодолению эскизности и схематичности ряда его работ начала 1930-х годов. Картина глубоко продумана во всех ее элементах.
В пейзаже московской окраины отобраны и подчеркнуты особенности, характерные для первых дней революции и нужные для выражения идейного смысла произведения. Замер старый завод. Не дымят трубы, давно не ремонтирована выщербленная мостовая. Мрачно и четко рисуются задымленные кирпичные стены и столбы заводских ворот на сером осеннем небе. Осенний мелкий, затяжной дождь. Холодный ветер рвет последние листья со старого обломанного дерева.
Пейзаж суровый, но нет в нем уныния и безнадежности. Небо занимает почти половину холста, оно полно свежего ветра. Воздушное пространство широко развернуто и в высоту и в глубину, оно пронизано светом. Облака высокие, не давящие; цвет неба холодный, осенний, но не мрачно-безнадежный, не однообразный, а богатый оттенками, звучный и чистый, полный силы и бодрости; живопись широкая, сочная, энергичная. Так уже в пейзаже — правдивом, по-осеннему суровом и подчеркивающем лишения и трудности борьбы — раскрывается оптимистический в своем существе характер события.
Но пейзаж — только фон, хотя и активный и выразительный. Главное содержание картины — напряжение революционной воли пролетариата, его решимость умереть, но отстоять свои завоевания — раскрывается в людях, в их лицах и фигурах, в их позах и жестах, в расположении людей на полотне, в ритме силуэтов и форм, в контрастах цвета и светотени, в характере колорита и фактуры.
Герои картины не позирующие натурщики, а типичные люди тех лет. Как и в большинстве картин Соколова-Скаля, в «Рабочем отряде» герой не отдельная личность, а масса — именно рабочий отряд, состоящий из внешне неярких, но отнюдь не близких людей.
Ядро отряда составляют кадровые, квалифицированные рабочие; непривычно, по-парадному, а не по-походному несут они винтовки «на плечо», пулеметные ленты перекрещивают штатское пальто мастера или техника в шляпе. Один из рабочих ранен, но и с перевязанной головой он опять возвращается на фронт. Глубокая дума на худых и суровых лицах, непреклонная воля в твердо сжатых губах, молчаливо и решительно уходят они защищать свой завод, свой город, свою родную Советскую власть.
Привычным жестом поправляет снаряжение матрос, приостановившийся на повороте на переднем плане. Лица его не видно, но от всей фигуры веет спокойной силой, уверенностью, бодростью. Выразительна его устойчивая поза. Ему не привыкать к холодному ветру, рвущему ленты бескозырки, и к дождю, насквозь промочившему бушлат и матросские брюки с широким клешем, обтрепавшимся в походах. Есть в отряде и красноармейцы и бывалые фронтовики. Замечательно живо и разнообразно передано движение людей в отряде, еще лишенном строевой слаженности и выправки, но уже охваченном одним общим чувством и стремлением, объединившим всех и придавшим силу и выдержку каждому бойцу.
Наиболее характерным представителем Красной гвардии является молодой рабочий, вышедший из строя, чтобы проститься с женой и ребенком. Это простой, рядовой советский человек, но именно такие, как он, мужественные и сильные, никогда не теряющие бодрости, добрые, любящие и «твердокаменные» в борьбе, вынесли все тяготы гражданской войны, закалились в ее огне и составили основные кадры партийного и советского актива в годы мирного строительства. Молодой рабочий — индивидуально-конкретный образ, и в то же время он чем-то напоминает С. М. Кирова и многих партийных и советских работников.
Глубоко правдивы, типичны и образы трех провожающих. Скупыми и выразительными чертами охарактеризована молодая жена рабочего с младенцем на руках. Ее бледный, исхудавший профиль резко вырисовывается на темном красно-коричневом фоне старого кирпичного столба ворот. Ни слез, ни крика, ни экспрессивных жестов, только чуть-чуть опущена голова, с которой ветер сбил платок, да застыла от холода и горя вся ее тонкая фигура.
Превосходный типический образ русской пожилой женщины-работницы эпохи гражданской войны создан Соколовым-Скаля в женщине, стоящей рядом с женой рабочего. У нее нет в отряде мужа или сына, но они все ей дороги. Она не плачет, не причитает, она только смотрит с глубокой скорбью на этих идущих в бой братьев по классу, в полной мере представляя все, что их ждет, всю тяжесть и необходимость их подвига.
Так же энергично, материально предметно и психологически сильно написан образ раненого солдата с забинтованной рукой в наброшенной на плечи шинели, устало присевшего прямо на мокрый тротуар. Его лицо — истинная история трудной, безрадостной жизни. Раненая рука мучительно ноет, но физическую боль заглушает тяжелая дума и горечь выбывшего из строя бойца. Он ни на кого не смотрит, никого не провожает, но он здесь, несмотря на ранение, холод, дождь.
По глубине правды и исторической конкретности, по типичности и художественной яркости образов это одна из лучших картин Соколова-Скаля.
Как и все лучшие произведения этого мастера, картина говорит о творчестве искреннем, страстном и самобытном. Революционная романтика, суровый и мужественный пафос борьбы пронизывает все элементы картины. В 1930-е годы она была остро современной и по содержанию и по форме, по художническому видению мира и пониманию самой живописи. Она и сейчас представляет немалый интерес.
Еще в 1930 году газета «Правда» в передовой статье, посвященной проблемам советского искусства, писала о том, что правильный выбор темы — это главное условие новаторства формы и мастерства. Картина Соколова-Скаля «Рабочий отряд» откликнулась на истинно типическое и героическое явление советской истории; она отразила существенную сторону жизни и борьбы советского народа страстно и вдохновенно. В ней есть дух времени и стиль советского искусства этого времени.



<<< Юрий Иванович Пименов (1903—1977)

Аленсандр Аленсандрович Дейнека (1899-1969) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи