Лаконизм композиции

С такой же силой написан и царевич: его глаза стекленеют, в пальцах правой руки последнее трепетание жизни, левая рука беспомощно гнется под тяжестью слабеющего тела. Психологическая выразительность пластики тел доведена до совершенства.

В целях концентрации внимания зрителя Репин прибегает к условному освещению лиц, и это становится достоинством картины. Зритель сразу видит главное.

Композиционно Репин смело и просто разрешает задачу: помещая в центре две сплетшиеся фигуры, убрав все лишнее и оставив только то, что помогает ярче воспринять происшедшее, опрокинутый трон и тяжелый, откатившийся наперед жезл с окровавленным острым концом, сбитые ковры.

Лаконизм композиции усиливает впечатление, никакие бытовые детали не отвлекают. Пустота, отсутствие людей подчеркивают ужас перед совершившимся злодеянием, испуг и бегство окружавших. Колорит картины, основанный на сочетании кроваво-красных, ярко-красных, розовых и красно-коричневых тонов, держит зрителя в напряжении, сила его воздействия огромна. Великолепие розового цвета кафтана царевича контрастно к мраку черной одежды Грозного и печати смерти, легшей уже на лицо сына. Напряженная кроваво-красная цветовая гамма стала бы трудно воспринимаемой, если бы художественное чутье не подсказало Репину необходимость введения дополнительного, замечательного в своей звучности зеленого тона сапогов царевича и синего тона бархатных шаровар. Эти цвета смягчают и умеряют воздействие кроваво-красного колорита. В этом легко убедиться, если, стоя перед картиной, закрыть зеленый цвет.


<<< Высочайшее мастерство в живописи

Создание творческой фантазии Репина >>>

<<<Оглавление>>>