Герои изображенные Репиным

Репин создал незабываемые по глубине и экспрессии образы революционеров. О нем хорошо сказал Минский: «Всяким настроениям он предпочитает идеал подвига, не подвижничества, а именно подвига, протестующего, шумного, главное, несомненного, соединенного с очевидной жертвой. Герои, изображенные Репиным, живут в мире освободительных идей. . . Это - просветители и преобразователи. . . борцы». «Отказ от исповеди» наиболее сильное и трагическое произведение из цикла революционных произведений художника.

Картина «Не ждали», датированная 1884 годом, также написана на тему, связанную с революционной борьбой с самодержавием. Но она значительно большего размера (160X 167), что Репин мог себе позволить, так как революционная тема была завуалирована изображением семейной сцены, подана в виде жанровой картины современной жизни.

«Не ждали» изображает неожиданное возвращение политического ссыльного домой. Ссылка была настолько тяжела, что возвращения из нее часто не ждали, высланного считали навеки потерянным. Вот почему и старая и молодая женщины изображены в черных траурных платьях. О тяжести ссылки говорит и исхудавшее, измученное лицо вошедшего, преждевременно состарившееся, обросшее бородой. Выразительность сцены достигнута передачей тонких оттенков переживаний в этот миг на лицах всех присутствующих в комнате. Самая выразительная фигура - вставшая навстречу вошедшему мать-старушка. Ее изумление при неожиданном появлении сына особенно велико: она застыла, глазам своим не верит, что он вернулся. В своем сознании она его похоронила.


<<< Исповедь тайными приказами царской власти

Композиционное построение >>>

<<<Оглавление>>>