Революционные вещи Репина

Спокойные серо-желтые тона сменяются напряженными тонами красного и черного. Народник одет в красную рубаху, которые они в самом деле носили, но в данном случае оттенок ее цвета - напряженный, кровавый. Мрак избы усиливает горение этого трагического цветового пятна. Тона синих мундиров и серых армяков заставляют ярче ощутить напряжение происходящего. В законченной картине источник света двойной: скудный - из окошечка и более сильный - от невидных зрителю окон фасада избы. Блики света вспыхивают на золоте эполет, портупее шашки, пуговицах и кокарде фуражки станового, белой бумаге на полу. Хорошо освещена фигура революционера и полицейских, а также верно схваченные разъясняющие детали: старый, щербатый, щелястый пол, указывающий на то, что пропагандист поселился в избе бедняка, но и сам он бедняк - его плохонький чемодан на переднем плане оклеен тонкой, дешевенькой сарпиночкой да в нем и не вещи, а литература, привезенная для крестьян,- прежде всего дума о деле, а не о себе.

Очень небольшая, как почти все революционные вещи Репина (35 X 55), картина «Арест пропагандиста», долго простоявшая в мастерской, была глубоко продумана и ювелирно отделана. Лица, фигуры - все полно жизненной правды, острых, верных наблюдений. «Арест пропагандиста» увидели впервые на выставке 1891 года в Москве. Сторож, дежуривший на выставке, рассказывал Репину, что от народу отбою не было. Несмотря на большой успех, Репин все еще продумывал картину, и из письма художника к П. М. Третьякову узнаем, что он в 1892 году переписал спящего у двери мужика («очень частный случай», по его собственным словам), заменив его фигурой кабатчика. Характерный факт, типичный для творческого процесса Репина. Он вынашивает картину в своем сознании долгие годы и вносит исправления часто в совершенно законченную вещь, даже иногда уже проданную.


<<< Извивающийся изгиб фигуры

Пора черной реакции >>>

<<<Оглавление>>>