Свободные искусства

Характерно и то, что Репин за границей поселяется, по его выражению, в «квартале коммунистов». Сообщая об этом Стасову, Илья Ефимович с иронией замечает, что этот квартал не считается «comme il faut'HbiM».

В 1883 году, во время вторичной поездки за границу со Стасовым, Репин продолжает интересоваться теми же вопросами. «Владимир Васильевич обожал Париж, - вспоминал он, ... верил только в республики, был убежден, что только у республиканцев возможны свободные искусства... Мы с Владимиром Васильевичем не пропускали тогда ни одного собрания у социалистов. . . А 15 мая и мы были в толпе на кладбище Пер-Лашез». «Народу, блузников, было тысяч до десяти, нанесли венков. Несли торжественно группами, всякая свои. Каждая группа заходила сначала на могилу Бланки, а оттуда шли на могилу братьев, сыновей, отцов, и вот здесь-то один за другим ораторы воодушевляли толпу. Раздавались страшные аплодисменты, летели в воздух шляпы и крики: «Vive la Revolution sociale! Vive la Commune!» оглашали воздух и увлекали толпу до страсти. Красное знамя на простой палке прикреплено к стене, окруженное массою громадных венков из цветов кровавого цвета. Последним говорил извозчик в белой клеенчатой шляпе, уже пожилой, бритый человек, страшный фурор произвел. . . я в бывшем со мною дорожном альбоме зарисовал всю эту сцену. Толпа иногда до того сжимала меня, что мне невозможно было продолжать, залезали вперед и заслоняли. Но французы - народ деликатный. И скоро меня взяли под свое покровительство несколько добродюжих рабочих. . . Вернувшись к себе в отель, я под свежим впечатлением несколько дней писал масляными красками свою картинку» .


<<< Самостоятельная жизнь каждого маленького городка

Полная жизни композиция >>>

<<<Оглавление>>>