Портретные работы Репина

Глубокий вишневый цвет плюшевого кресла и мягко увязанный с ним тон темно-бордового платья создают впечатление тишины, сна, ничем не нарушаемого покоя. Выразительны руки с нежной кожей и тонкими пальцами, своей мягкостью и теплотой они контрастируют с жесткостью накрахмаленных белых манжет. Эту, в сущности, жанровую картину, где с большой теплотой написан обаятельный облик любимого человека, с полным правом можно отнести к числу выдающихся по живописи портретов.

Портретные работы Репина весьма многочисленны и очень разнообразны по творческим приемам. Он умел увидать каждого человека во всей его особой сложности и найти средства художественного выражения его индивидуальных и социальных черт. Поэтому композиционное построение портретов, их

колорит, технические приемы - все обусловлено характером модели. Репин говорил: «Важно, как взять». И люди на его портретах живут и дышат. Никогда Репин не подходил к созданию портрета со своим излюбленным, выработанным заранее приемом изображения. А такой недостаток можно наблюдать у некоторых художников, и даже не лишенных таланта.

В последующие десятилетия жизни Репина мы вновь будем встречаться с его портретным творчеством.

Время по возвращении из первой поездки за границу, с 1876 до конца 80-х годов, необычайно плодотворно. Репин год за годом создает замечательные вещи. Полный молодой энергии, в расцвете своих сил и своего таланта, одушевленный высокой идеей служения родине искусством, Репин с упоением работает сразу над несколькими своими шедеврами. Так, одновременно создаются такие выдающиеся полотна, как «Не ждали», «Крестный ход», «Иван Грозный» и ряд замечательных портретов.


<<< Особая жизненность облика

Отрицательные стороны московской жизни >>>

<<<Оглавление>>>