Безвыходное положение Софьи

Последней моделью была домашняя портниха. Она казалась наиболее подходящей по типу. В ее лице с красивым разрезом глаз, нахмуренными вразлет бровями чувствуется грубоватая решительность, дерзкая воля, жестокость, что и внесено было художником в черты лица царевны Софьи.

Репин использовал в значительной мере последнюю натуру, но в облике Софьи подчеркнул состояние бешенства, гневный взгляд, сумасшествие порыва в разметавшихся волосах. Высокая, мощная фигура царевны, одетая в белый опашень, контрастна к стоящей в глубине кельи маленькой, пришибленной, с испуганным личиком фигурке послушницы в черном. Этим противопоставлением художник дает сильнее почувствовать характер несмирившейся Софьи. В ее деспотичном лице чувствуется огромная энергия. За плотно сжатыми губами точно застыл крик. Она вся кипит внутри, но податься ей некуда. Кругом тьма кельи, красные огни свечей и лампад перед иконами, но они ей не нужны, она отвернулась от божницы. За окном с решеткой видна голова повешенного стрельца - ее сторонника! От окна идет холодный, мертвенно тусклый свет. Цветовое единство мутного, холодного света окна с холодным тоном платья царевны из серебряной парчи получает внутренний смысл. Но и мрачная черно-красная келья для нее подобна гробу, в котором она заживо похоронена. Так светоцветовым решением художник выявляет трагически безвыходное положение Софьи. Красив и богат колорит картины. Фигура царевны в белом парчовом платье рельефно выделяется на темном фоне кельи и красном сукне, застилающем пол. Темная глубина расцвечена огнями свечей и лампад молельни, золотом окладов икон, отсветами вечерних огней.


<<< Трагическая судьба и исключительная личность царевны Софьи

Выразительность картины >>>

<<<Оглавление>>>