Художественный образ

Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину (так и сам автор определил свое произведение в письме к П. М. Третьякову). Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства. Широкий, выразительный, полноценный мазок, точно и мастерски лепящий форму, густая живопись, основанная на золотисто-коричневых, темно-желтых и черных тонах, простое и естественное композиционное построение, которое выделяет грузное, чувственное тело, жест руки, выражающий чревоугодие, грубое, страшное по отсутствию интеллектуальной жизни лицо, маленькая скуфейка, подчеркивающая слабо развитый череп, все это сливается в одно целое художественно-живописное произведение, достойное стать рядом с величайшими творениями мирового значения.

«Мужичок из робких», 1877 год тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации. Репин дал почувствовать говорящую о тяжелой жизни согбенную спину крестьянина, передал робкий испуганный взгляд исподлобья, в то же время таящий в себе ненависть к угнетателям. Худое, истощенное лицо вечно полуголодного человека, всклокоченные волосы, в которых, кажется, застряла солома, на которой он спит, забитость и покорность, покорность безнадежности.

Взяв два совершенно различных социальных типа - протодьякона и крестьянина-бедняка, Репин для выражения их сущности применил и совершенно различные технические приемы.


<<< Русские художники

Бедность и грубость домотканых одежд >>>

<<<Оглавление>>>