Жанровые сцены

Позой передана угловатость движений, в лице есть что-то оставшееся еще от детских черт: несколько печальное выражение глаз и замкнутость, которая, чувствуется, идет от юношеской застенчивости. Художник стремится выразить черты еще формирующегося характера, особые свойства переходного возраста. Локальные цвета в портрете - красный, черный, зеленый - своей красивой контрастностью подчеркивают живую порывистость юной натуры. В этом портрете Репин уже проявляет дар художника-психолога.

В 1873 году он пишет портрет Владимира Васильевича Стасова, прославленного художественного критика, своего старшего уважаемого друга, с неослабным интересом следившего за развитием таланта Репина. Стасов изображен по пояс, почти в полный профиль, с энергично вскинутой головой. Передан горячий темперамент Стасова. Глаза его с напряженным вниманием устремлены вперед. Взгляд острый, зоркий.

Впоследствии Репин много раз писал своего друга в разные годы жизни, но данный портрет Стасов ценил больше других, даже больше великолепного портрета, написанного в 1883 году в Дрездене. Репин пишет брату Стасова: «. . первый портрет лучше выражает его, этого страстного юношу в 50 с лишком лет. Горячий человек!». Но по живописи он уступает дрезденскому, форма моделируется пластично, но есть некоторая жесткость письма, нет еще того живого трепета жизни, который будет в портрете, написанном через десять лет.

М. П. Мусоргский, как и Репин, любил Стасова. Когда он получил фотографию с портрета работы

Репина 1873 года, он писал Стасову: «Мой дорогой gйnйralissime, Вы не можете сомневаться, что Ваш энергический и вдаль смотрящий лик учрежден над моим рабочим столом и подталкивает меня на всякие хорошие дела.


<<< Лучшая из дипломных живописных работ

Известность молодого художника >>>

<<<Оглавление>>>