Искусство на нынешней выставке

Палач - тупой, бычьей силы человек остановился в своем движении, изумленно и тупо смотрит, не понимая, в чем дело. За Николаем Мирликийский льстиво-почтительно уговаривающая его фигура военачальника.

Толстой, увидя картину на выставке, писал художнику Н. Н. Ге: «... поразительная иллюстрация того, что есть искусство на нынешней выставке. – картина Ваша и Репина. У Репина представлено то, что человек во имя Христа останавливает казнь, то есть делает одно из поразительных и важных дел. . .».

В картине не совсем ясно вышло, кто же победит, свершится казнь или не свершится, восторжествует добро или зло. Выражением идеи в картине в таком виде недоволен и Толстой. Он пишет Ге: «У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно... Сказано, и больше ничего. Помешал казнить, ну, что ж, ну помешал. А потом? Но мало того: так как содержание не художественно, не ново, не дорого автору, то даже и то не сказано. Вся картина без фокуса и все фигуры ползут врозь».

Тогда во втором варианте (1890) Репин многое меняет, старается акцентировать главное, центр, фигуру Николая, сосредоточивая все вокруг нее чтобы выразительнее подать идею возможности пресечения зла нравственным воздействием на людей. Он агитирует уже и против самой смертной казни. Казнимый и осужденные даются особо жалкими, кроткими, покорными и несчастными. Николай Мирликийский предстает в картине вдохновенным пророком, проповедующим и внушающим. Глаза палача встретились с глазами Николая, после чего рука, занесшая меч, остановилась и потеряла свое напряжение.


<<< Родина Репина

Воплощения в художественном образе толстовского учения >>>

<<<Оглавление>>>