Легкие ружья в драгоценной инкрустированной оправе

Разнообразны костюмы, вооружение, предметы быта, не забыта и родная украинская бандура. Во время удачных военных походов сечевики привозили много военной добычи: оружие, деньги, платья, утварь. И на картине мы видим запорожцев, одетых в украинское, а частично и чужеземное платье: на них «казакины алого цвета, сукна яркого, как огонь» (Гоголь), красные сафьяновые сапоги, казацкие папахи и черные бараньи шапки с золотым верхом, а на некоторых детали турецкой и польской одежды. Тут видны тяжелые ружья-самопалы и легкие ружья в драгоценной инкрустированной оправе, сабли кривые, брякавшие не ногам, рога для пороха, фляги для вина, трубки разные, излюбленные люльки, ложки, привешенные к поясам, и многое другое.

А как все в картине скомпоновано! Нельзя ничего ни прибавить, ни убавить, ни переместить. И все живет и дышит. Зритель чувствует себя участником происходящего. С живейшим интересом смотрится картина. В ней масса композиционной изобретательности, вкуса, темперамента. Все точно выхвачено из жизни, как бы случайно увидено и вместе с тем все композиционно закончено, глаз не ищет продолжения действия в стороны. Это достигнуто в последнем варианте благодаря двум нейтральным фигурам, поставленным спиной справа и слева. Как увидим из нижеприведенного письма Репина, он долго искал это композиционное решение и пожертвовал для него даже великолепной фигурой смеющегося запорожца, удалив ее с картины. Репин писал Суворину, которому не понравились в последнем варианте «Запорожцев» «голое тело», «беззубый старик», «халат, повешенный направо». Репин отвечает: «Направо висит не халат, а кобеняк з відлогой, очень характерная вещь (...я очень дорожу этой характерной спиной и загорелым и крепким затылком собственника этой киреи).


<<< Богатство аксессуаров

Спаянность композиции >>>

<<<Оглавление>>>