Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 4—5 вв. н. э.

В архитектуре 4 в. н. э. новые формы складываются медленнее, чем в портрете или рельефе. Архитектура времени Константина — последний этап развития римской античной архитектуры. К этому периоду относятся два значительных сооружения: базилика Константина — Максенция и арка Константина у подножия Палатинского холма.
Базилика Константина отличалась от всех более ранних базилик своей структурой. Базилика делилась на три нефа. Центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами, а боковые—Коробовыми. Средний неф был выше боковых. Это позволило поместить на его продольных стенах окна, которые освещали базилику. Внешнее оформление отличалось упрощенностью архитектурных форм, столь характерной для позднеримского зодчества.
Арка Константина. Ярко характеризует римское искусство начала 4 в. н. э. арка Константина в Риме (окончена в 315 г. н. э.). Она гармонична и красива по своим пропорциям, но по архитектурным формам не является оригинальной. Ее строил архитектор, воспитанный в духе классической римской архитектуры 1—2 вв. н. э.
Арка обильно украшена скульптурой, однако почти все рельефы, даже колонны и части антаблемента взяты из старых монументов 2—3 вв. н. э.
На аттике помещены рельефы времени Марка Аврелия. Однако голова этого императора была заменена здесь портретной головой Константина. Раскрепован-ный антаблемент у аттика украшен статуями пленных даков, некогда стоявшими на форуме Траяна. На пилонах над малыми пролетами — медальоны с какого-то разрушенного монумента Адриана. Ниже медальонов, вокруг пилонов, тянутся узкие ленты рельефов, созданных одновременно с постройкой арки. Рельефы, украшающие постаменты колонн, по-видимому, относятся к 3 в. н. э. Одновременно с постройкой, очевидно, были исполнены и крылатые Виктории над архивольтом главной арки, а также гении над боковыми пролетами. Такое смешение на одном сооружении различных по стилю пластических украшений говорит о чертах эклектизма в римской архитектуре этого периода.
На одном из рельефов была изображена трибуна, находившаяся некогда на форуме Романум. Трибуна украшена статуями сидящих богов. В центре на трибуне стоит император, значительно превосходя размерами находящихся рядом с ним приближенных. По сторонам трибуны две симметричные группы подданных, размещенных в два яруса, причем головы нижнего ряда находятся на одном уровне. В верхнем ряду только одна голова чуть-чуть возвышается над другими. Такое «равноголовие» — «исокефалия» — одна из характерных черт нового складывающегося в эту эпоху стиля. Рельеф очень плоский, скорее выглядит врезанным в фон, чем выпуклым. Плоскостность, статичность фигур, однообразие поз и одежд, обобщенность форм решительно отличают эти рельефы от старого римского повествовательного рельефа, всегда живого, динамичного. Одна лишь черта связывает их с римскими традициями — это изображение конкретных архитектурных сооружений, которые составляют фон для фигур.
Портрет. В портретном искусстве 4 в. н. э. можно видеть произведения различного стиля. Голова Константина от колоссальной статуи из базилики Константина в Риме лишь в общих чертах сохраняет портретное сходство, это скорее обобщенный образ доминуса, наместника бога на земле, чем живого человека. Огромные, широко открытые глаза с остановившимся взором, ровные дуги бровей, спокойно сложенные губы создают впечатление бесстрастности образа и сурового величия. В этом много сходного с древневосточным искусством, где изображение царя трактовалось как изображение божества.
Еще дальше ушел от античного реалистического портрета мастер, создавший из порфира две парные статуи: императора и его соправителей (Венеция). Желая подчеркнуть дружественность военачальников, показать единодушие правителей западной и восточной частей империи, скульптор изобразил их обнявшимися. Нарушение анатомического строения, неловкость в движении рук, отсутствие индивидуальных черт, обобщенная трактовка лица и вместе с тем тщательная отделка деталей вооружения, обуви говорят, что мастер стремился прежде всего к доходчивости и понятности содержания, пластическая же анатомия, портрет-ность совершенно его не интересовали. Художнику явно были чужды основные принципы античного искусства.
Традиции римского реалистического портрета более отчетливо проступают в портретной статуе Валентиниана I. В этом бронзовом колоссе возрождается тип статуи императора-военачальника. Тщательно отделаны панцирь, туника с длинными рукавами и вторая туника из плотной материи с бахромой у подола и на рукавах, складки плаща и пряди ровно расчесанных густых волос. Зрачки были выполнены из серебра, детали костюма и украшений позолочены. Фигура превосходно построена, под плотной одеждой и панцирем ясно чувствуются формы тела. Особенно удалось скульптору схватить индивидуальные портретные черты лица. Валентиниан известен как человек злой и жестокий, и эти свойства характера раскрыты очень ясно. Перед нами живой эмоциональный человек, но в наряде и в позе всесильного владыки. Он не отвечает, как Август в статуе из Прима-Порта, на приветствия, но только принимает поклоны, не замечая присутствующих, не обращая на них внимания, презирая всех, как низших существ.
Насколько еще сильны традиции античного искусства показывает мраморная статуя консула (Рим, Палаццо Консерваторе). Он изображен в длинной одежде, в плаще, в торжественной позе с приподнятой рукой. Ярко индивидуальное лицо промоделировано необыкновенно мягко, так, как это делали во времена Антонинов, но выражение бесстрастное и как бы окаменелое: характер этого человека скрыт под маской официальной торжественности. Складки одежды, облегающие формы тела, трактованы в духе лучших образцов классической греческой скульптуры. Голова императора Аркадия (377—408 гг.) от портретной статуи (Берлин) исполнена в традициях античного классического стиля. В портрете мы видим правильный овал лица, ровные дуги бровей, миндалевидной формы глаза, четко обрисованный красивый рот, но все формы сглажены, лицо лишено жизни, психологической характеристики.
Рельефы на постаменте обелиска Феодосия в цирке в Константинополе трудно назвать античными. Изображения императора в цирковой ложе, его приближенных и воинов напоминают по композиции рельефы на арке Константина, но образы еще более абстрактны.
Базилики. В 4 в., после признания в 313 г. христианства государственной религией, начинают строить христианские храмы-базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями Древнего Рима. Это объясняется тем, что в. первое время после признания христианской религии верующие совершали свои богослужения в старых римских базиликах. Естественно, что их план послужил образцом и для новых церковных сооружений.
Древнехристианские базилики имели прямоугольные очертания. Внутреннее их пространство расчленялось на три или пять нефов. В алтарной части нефы пересекались поперечной галереей — трансептом со слегка выступавшими наружу боковыми крыльями. Сам алтарь располагался в апсиде — полукруглой нише, перекрытой сводом — конхой. Алтарная апсида завершала собой перспективу центрального, самого широкого, нефа церкви. Перед входом в базилику находился обширный прямоугольный двор — атриум, окруженный колоннадой. Посередине атриума ставилась купель для омовений. Основное пространство атриума превращалось обычно в сад. В атриуме оставались те лица, которые еще не прошли обряда крещения и поэтому не имели права входить в храм.
Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Сравнительно тонкие стены выкладывались из кирпича, перекрытие осуществлялось посредством деревянных ферм. Античные римские строительные приемы в это время почти утратили свое значение.
Нефы базилик отделялись друг от друга рядами мраморных колонок, на которые опирались арки или же антаблемент, поддерживавшие продольные стены среднего нефа. Эти стены были прорезаны окнами. Иногда в базилики переносились колонны из старых античных сооружений. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно, как и их композиция и конструкция.
К числу наиболее известных пятинефных раннехристианских базилик Рима следует отнести базилику Петра (4 в.), замененную в 16 в. знаменитым собором Микеланджело, и построенную в том же 4 столетии базилику Сан Паоло фуори лемура (святого Павла за городскими стенами) — самую просторную из сооружений этого типа. Из трехнефных базилик 4 в. наиболее интересны базилики Санта Луденциана и Санта Мария Маджоре.
Интересные образцы христианских базилик 4—5 вв. находятся в Сирии. Основным материалом сирийских сооружений служил не кирпич, а камень в сочетании с деревом.
Наряду с базиликами в раннехристианское время строились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Круглая форма более всего подходила для баптистериев (крещален) и мавзолеев.
Широкой известностью пользуется мавзолей Сайта Констанца в Риме (первая половина 4 в.). Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объем здания окружен галереей, перекрытой сводом.
Другим выдающимся памятником центрического типа является церковь Сан Стефано Ротонда (середина 5 в.), план которой образуется двумя рядами поставленных по кругу колонн.
Оба типа раннехристианского храма — базиликальный и центрический — как бы сливаются воедино в зданиях крестообразной формы. Характерным образцом крестообразного сооружения может служить небольшой по размеру мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (около 440 г.). Центральная его часть перекрыта парусным сводом.
Крестообразный план имеют также многие культовые сооружения Сирии.
Живопись. Строительство христианских храмов сопровождалось широким развитием монументальной живописи. Здания базилик украшаются фресками и мозаиками. Ими оформляются апсиды, купола, торцовые стены главного нефа. Хотя эти росписи уже выражали совершенно новые идеи, в формальном отношении они все еще продолжали следовать сложившимся античным традициям.
Искусство позднеантичной живописи развивается по двум направлениям: одно продолжает традиции римской живописи 1—2 вв. н. э., другое разрабатывает новые формы. Уникальным памятником станковой живописи, датируемым началом 4 в. н. э., является изображение богини Ромы, выполненное в энкаустической технике. Вероятно, это часть большой картины, изображавшей Константина и его сыновей. Рома на троне с Викторией в руке напоминает культовые статуи 2 в. н. э. Возможно, она действительно воспроизводит статую Ромы, стоявшую в храме Венеры и Ромы в Риме.
Для росписей 4 в. характерны неподвижность фигур, фронтальность композиционного построения, подчеркнутая линеарность вместо живописности 3 в. Типична в этом отношении сцена из катакомб Присциллы, изображающая жертвоприношение Авраама. Он помещен в центре композиции: к нему приближается маленький Исаак с вязанкой хвороста. На лице Авраама видно волнение, страдание. Изображение графично, фигуры нарисованы резкими, темными линиями.
Подавляющее большинство дошедших до настоящего времени произведений 4—5 вв. сосредоточивается в Риме.
Из римских памятников, относящихся к 4 в., в числе важнейших и наиболее древних должны быть названы мозаика мавзолея Санта Констанца. Главная часть живописного убранства этого мавзолея, украшавшая купол, была уничтожена в 17 в., но плафоны обходов сохранились. Они представляют собой декоративные композиции, образуемые то из узоров геометрического характера, то из различ¬ных сочетаний чисто античных мотивов: растений, птиц, круглых медальонов, со вписанными в них изображениями маленьких крылатых гениев, человеческих голов, животных, розеток и т. п. На двух плафонах, главное поле которых заполняют плетения виноградных лоз, изображена сцена виноделия: маленькие фигурки давят виноград под навесом с колоннами и фронтоном, другие подвозят его на телегах, запряженных волами.
Все эти изображения имеют иносказательный, отвечающий христианской символике смысл, но в плане живописного метода они близки реалистическому античному искусству.
Монументально-репрезентативное направление в искусстве конца 4 и начала 5 в. находит свое яркое выражение в мозаике из базилики Санта Пуденциана. В центре композиции изображен Христос на троне, по сторонам сидят двенадцать апостолов. За ними стоят две женщины, держащие венки (святая Пуденциана и святая Прасседе). Фоном служит полукруглый портик, вдали высятся Голгофа и белокаменные строения Иерусалима. Надо всем парят гигантские символы евангелистов: ангел, крылатый лев, телец и орел. В этой мозаике причудливо сплетаются традиции античности и христианская догматика. Христос изображен как владыка вселенной, но в то же время в нем много общего с античным изображением Юпитера. Глубинность пространства, объемность фигур, умение подчинить частное целому и сочетать естественность образов с величавостью общего стиля — все это также обнаруживает близость этой мозаики к искусству античности.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 4—5 вв. н. э.

Искусство Северного Причерноморья Античной Эпохи. Искусство скифов (7 в. до н. э.—3 в. н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>